В то время как апокалипсические настроения в киноиндустрии немного поутихли, не теряют актуальности сценарии утопичного характера - о модели идеального общества, на деле оставляющей желать лучшего. Не так давно собрал хорошие отзывы фильм "Сквозь снег", рассказывающий о восставших против режима угнетения низах общества, стремящихся покончить с несправедливостью. И вот борьбу за права необеспеченных продолжает вторая часть вышедшего прошлым летом триллера "Судная ночь" - с идейной составляющей послабее, но зато с достаточным количеством насилия.
В недалёком будущем правительство США осенило придумать Судную ночь, позволяющую гражданам убивать друг друга без какой-либо уголовной наказуемости. Помимо решения очевидной проблемы перенаселения, этот двенадцатичасовой промежуток раз в год дарит людям возможность выплеснуть весь накопившийся негатив и дать разгуляться своему "внутреннему зверю". Но пока некоторые жаждут буйствовать и заливать тротуары чужой кровью, официантка Ева и её не в меру болтливая дочь Кали надеются просто переждать до утра без потерь. Параллельно их быту показывают загадочного темноволосого сержанта, явно собирающегося устраивать вендетту из личных побуждений и оказывающегося третьим главным героем. А ещё именно накануне этой чудесной ночи оставшиеся два действующих лица - Шейн и Лиз - решили навестить сестру первого (событие чрезвычайной важности, перенести никак нельзя). Выясняя отношения, они сталкиваются с неразговорчивым парнем, чьё лицо символично разукрашено под белую черепушку. На незнакомца и его устрашающего вида товарищей оператор тратит больше двух секунд и одного кадра, из чего понятно, что мы видим этих размалёванных не в последний раз. Шейну и Лиз удаётся уехать не так далеко, но - какая неожиданность! - их машина ломается прямо в пути. И вот картина маслом: они вдвоём на пустынной дороге, за ними следом появляются те самые молчуны в масках, один из них помахивает издалека мачете. Становится очевидным, что именно эти негодяи поспособствовали аварии, и от них надо срочно убегать, что и делает экранная недопарочка. До города им удаётся добраться как раз к началу Судной ночи; кругом снайперы, психи с топорами и пулемётами, иногда объединяющиеся в группы и передвигающиеся на грузовиках. И именно на этих улицах не самые радужные обстоятельства и сведут пять главных героев, которым придётся объединить усилия, чтобы остаться в живых...
Джеймс ДеМонако, написавший сценарий и срежиссировавший первую "Судную ночь" (и заодно приложивший руку к таким фильмам, как "Переговорщик", "Нападение на 13-ый участок", "Волки-оборотни"), решил не откладывать в долгий ящик продолжение, представив его на суд зрителей год спустя. С втрое увеличенным бюджетом на звёзд уровня Итана Хоука решили не тратиться, вложив все деньги, очевидно, в съёмку погонь и перестрелок, масштабы которых в этот раз значительно увеличили.
Помнится, первая часть фильма пыталась сделать упор на высокоморальные рассуждения о лицемерии в прогнившем современной обществе, загнав действо в периметр одного дома, но приправив при этом кучей клише и излишне претенциозной драматичностью, которую дополняли не самые умные герои. Во второй раз сценарист решил разгуляться - нате, пожалуйста, вот вам целый город, бегите, куда хотите, вот вам мешок с оружием, прячьтесь, думайте, в конце-то концов, головой, ну ведь она не для причёски. Психи на любой вкус и более динамичное развитие сюжета, казалось, должны были стать отличным фоном для изначально заложенного в фильм морального конфликта, строящегося на идеологии пользы насилия и проблеме расслоения общества. Но при этом нерешённым остался один вопрос - персонажи, в адекватность которых удаётся верить с трудом, до такой степени они в большинстве своём неуклюжи и несообразительны. Перечислять их оплошности можно очень долго, но главной является катастрофическая непредусмотрительность, особенно когда речь заходит о находящейся на грани расставания парочке. К примеру, подумать о том, чтобы взять с собой оружие? А зачем? Ведь так невелики шансы, что именно в один-единственный - специально отведённый для убийств - день в году вам пригодится пара пистолетов... Можно было попытаться заранее попробовать предусмотреть такой неприятный вариант развития событий, но зачем портить всё веселье, верно? А если вдруг кого-то ранят, то надо как можно громче начать выкрикивать его имя, пусть ближайший услышавший маньяк придёт и добьёт беднягу, чтоб не мучился. И что уж говорить про бессмысленную болтовню, которая неинтересна ровно настолько, насколько и бесполезна. Стоит ли подытоживать, как тяжело испытывать хоть какие-то положительные эмоции к подобным героям?
Искренне пытается вызвать симпатию разве что персонаж Фрэнка Грилло (тот самый брюнет, преисполненный жаждой мести), но финал и его истории оказывается немного фальшивым. И выходит, что кое-как насладиться кинолентой можно, лишь отбросив попытки хоть что-то проанализировать. Всё происходит так, как происходит, потому что это есть в сценарии. Богатых убивают, а справедливость торжествует, потому что так правильно. Ну, а дуракам, как обычно, везёт.
Лаура Кеффер
В недалёком будущем правительство США осенило придумать Судную ночь, позволяющую гражданам убивать друг друга без какой-либо уголовной наказуемости. Помимо решения очевидной проблемы перенаселения, этот двенадцатичасовой промежуток раз в год дарит людям возможность выплеснуть весь накопившийся негатив и дать разгуляться своему "внутреннему зверю". Но пока некоторые жаждут буйствовать и заливать тротуары чужой кровью, официантка Ева и её не в меру болтливая дочь Кали надеются просто переждать до утра без потерь. Параллельно их быту показывают загадочного темноволосого сержанта, явно собирающегося устраивать вендетту из личных побуждений и оказывающегося третьим главным героем. А ещё именно накануне этой чудесной ночи оставшиеся два действующих лица - Шейн и Лиз - решили навестить сестру первого (событие чрезвычайной важности, перенести никак нельзя). Выясняя отношения, они сталкиваются с неразговорчивым парнем, чьё лицо символично разукрашено под белую черепушку. На незнакомца и его устрашающего вида товарищей оператор тратит больше двух секунд и одного кадра, из чего понятно, что мы видим этих размалёванных не в последний раз. Шейну и Лиз удаётся уехать не так далеко, но - какая неожиданность! - их машина ломается прямо в пути. И вот картина маслом: они вдвоём на пустынной дороге, за ними следом появляются те самые молчуны в масках, один из них помахивает издалека мачете. Становится очевидным, что именно эти негодяи поспособствовали аварии, и от них надо срочно убегать, что и делает экранная недопарочка. До города им удаётся добраться как раз к началу Судной ночи; кругом снайперы, психи с топорами и пулемётами, иногда объединяющиеся в группы и передвигающиеся на грузовиках. И именно на этих улицах не самые радужные обстоятельства и сведут пять главных героев, которым придётся объединить усилия, чтобы остаться в живых...
Джеймс ДеМонако, написавший сценарий и срежиссировавший первую "Судную ночь" (и заодно приложивший руку к таким фильмам, как "Переговорщик", "Нападение на 13-ый участок", "Волки-оборотни"), решил не откладывать в долгий ящик продолжение, представив его на суд зрителей год спустя. С втрое увеличенным бюджетом на звёзд уровня Итана Хоука решили не тратиться, вложив все деньги, очевидно, в съёмку погонь и перестрелок, масштабы которых в этот раз значительно увеличили.
Помнится, первая часть фильма пыталась сделать упор на высокоморальные рассуждения о лицемерии в прогнившем современной обществе, загнав действо в периметр одного дома, но приправив при этом кучей клише и излишне претенциозной драматичностью, которую дополняли не самые умные герои. Во второй раз сценарист решил разгуляться - нате, пожалуйста, вот вам целый город, бегите, куда хотите, вот вам мешок с оружием, прячьтесь, думайте, в конце-то концов, головой, ну ведь она не для причёски. Психи на любой вкус и более динамичное развитие сюжета, казалось, должны были стать отличным фоном для изначально заложенного в фильм морального конфликта, строящегося на идеологии пользы насилия и проблеме расслоения общества. Но при этом нерешённым остался один вопрос - персонажи, в адекватность которых удаётся верить с трудом, до такой степени они в большинстве своём неуклюжи и несообразительны. Перечислять их оплошности можно очень долго, но главной является катастрофическая непредусмотрительность, особенно когда речь заходит о находящейся на грани расставания парочке. К примеру, подумать о том, чтобы взять с собой оружие? А зачем? Ведь так невелики шансы, что именно в один-единственный - специально отведённый для убийств - день в году вам пригодится пара пистолетов... Можно было попытаться заранее попробовать предусмотреть такой неприятный вариант развития событий, но зачем портить всё веселье, верно? А если вдруг кого-то ранят, то надо как можно громче начать выкрикивать его имя, пусть ближайший услышавший маньяк придёт и добьёт беднягу, чтоб не мучился. И что уж говорить про бессмысленную болтовню, которая неинтересна ровно настолько, насколько и бесполезна. Стоит ли подытоживать, как тяжело испытывать хоть какие-то положительные эмоции к подобным героям?
Искренне пытается вызвать симпатию разве что персонаж Фрэнка Грилло (тот самый брюнет, преисполненный жаждой мести), но финал и его истории оказывается немного фальшивым. И выходит, что кое-как насладиться кинолентой можно, лишь отбросив попытки хоть что-то проанализировать. Всё происходит так, как происходит, потому что это есть в сценарии. Богатых убивают, а справедливость торжествует, потому что так правильно. Ну, а дуракам, как обычно, везёт.
Лаура Кеффер