«Лето» - полотно кисти Николая Богданова-Бельского (1868-1945), датированное 1911 годом. Сегодня картина размером 165,2 х 117,2 см находится в постоянной экспозиции музея русского импрессионизма.
Шедевр буквально дышит свежестью летнего утра, когда с неба на землю падают первые лучи ласкового, теплого солнца. Изображение олицетворяет мечты автора о гармонии человека и природы. Об этом живописец, восхищенный красотой окружающего мира, поведал на страницах своих дневников.
Искусствоведы отмечают, что каждое действие художника, отразившееся в мазках масляной краски на холсте, превратилось в истинную феерию света, изображения и цвета.
В 1911 году, взявшись за написание «Лета», Богданов-Бельский был уже состоявшимся мастером, являлся академиком и имел признание в соответствующих кругах. К этому моменту живописец неоднократно ездил за вдохновением в Европу, а в числе его заказчиков встречались самые высокопоставленные особы, в том числе представители дома Романовых.
Несмотря на успех, художника не прельщал статус салонного специалиста. Заказы он принимал вынужденно – необходимость заработков никто не отменял. Получая весьма щедрые гонорары, Николай Петрович мог себе позволить отдушину в виде регулярных и продолжительных поездок за город, на природу. В деревне он любил проводить летний сезон, работая вдохновенно, активно и с удовольствием.
Картина «Лето» имеет внушительную выставочную биографию. Впервые она была показана в рамках 40-й выставки Товарищества передвижников. Полотно вызвало настолько серьезный ажиотаж, что информация о нем была напечатана в каталоге. Подобной чести удостаивались далеко не все участники. Данный факт – неоспоримое свидетельство того, что картину еще при жизни автора признали гениальным творением.
Полотно отличается оригинальной, многослойной композицией. При детальном, внимательном рассмотрении глаз может зафиксировать сразу несколько сюжетов. В середине сада стоит восхитительная статуя из белого мрамора в старинном стиле. Неподалеку на скамейке сидит девочка, погруженная в чтение. На подоконнике за солнечными лучами наблюдает кот. Стол в комнате декорирован вазой со свежими цветами, гармонично вписывающимися в интерьер.
Дети часто служили Богданову-Бельскому источником вдохновения. В своих записках художник отмечал: «Меня всегда привлекала детвора. Я ей посвятил и посвящаю всю свою жизнь. С одной стороны, это воспоминания детства, с другой… Очень уж хорош детский мир!». Цитата отражает, что самая безоблачная пора жизни у Николая Петровича была далеко не самой счастливой. Будучи сыном крестьянки, он натерпелся немало лишений, о которых не забывал до самого конца.
Помня о собственном происхождении, Богданов-Бельский наиболее часто изображал крестьянских детей. Одним из важных направлений его творчества стали сцены крестьянского быта.
Ольга Пурчинская
Шедевр буквально дышит свежестью летнего утра, когда с неба на землю падают первые лучи ласкового, теплого солнца. Изображение олицетворяет мечты автора о гармонии человека и природы. Об этом живописец, восхищенный красотой окружающего мира, поведал на страницах своих дневников.
Искусствоведы отмечают, что каждое действие художника, отразившееся в мазках масляной краски на холсте, превратилось в истинную феерию света, изображения и цвета.
В 1911 году, взявшись за написание «Лета», Богданов-Бельский был уже состоявшимся мастером, являлся академиком и имел признание в соответствующих кругах. К этому моменту живописец неоднократно ездил за вдохновением в Европу, а в числе его заказчиков встречались самые высокопоставленные особы, в том числе представители дома Романовых.
Несмотря на успех, художника не прельщал статус салонного специалиста. Заказы он принимал вынужденно – необходимость заработков никто не отменял. Получая весьма щедрые гонорары, Николай Петрович мог себе позволить отдушину в виде регулярных и продолжительных поездок за город, на природу. В деревне он любил проводить летний сезон, работая вдохновенно, активно и с удовольствием.
Картина «Лето» имеет внушительную выставочную биографию. Впервые она была показана в рамках 40-й выставки Товарищества передвижников. Полотно вызвало настолько серьезный ажиотаж, что информация о нем была напечатана в каталоге. Подобной чести удостаивались далеко не все участники. Данный факт – неоспоримое свидетельство того, что картину еще при жизни автора признали гениальным творением.
Полотно отличается оригинальной, многослойной композицией. При детальном, внимательном рассмотрении глаз может зафиксировать сразу несколько сюжетов. В середине сада стоит восхитительная статуя из белого мрамора в старинном стиле. Неподалеку на скамейке сидит девочка, погруженная в чтение. На подоконнике за солнечными лучами наблюдает кот. Стол в комнате декорирован вазой со свежими цветами, гармонично вписывающимися в интерьер.
Дети часто служили Богданову-Бельскому источником вдохновения. В своих записках художник отмечал: «Меня всегда привлекала детвора. Я ей посвятил и посвящаю всю свою жизнь. С одной стороны, это воспоминания детства, с другой… Очень уж хорош детский мир!». Цитата отражает, что самая безоблачная пора жизни у Николая Петровича была далеко не самой счастливой. Будучи сыном крестьянки, он натерпелся немало лишений, о которых не забывал до самого конца.
Помня о собственном происхождении, Богданов-Бельский наиболее часто изображал крестьянских детей. Одним из важных направлений его творчества стали сцены крестьянского быта.
Ольга Пурчинская