«Художественный» - московский кинотеатр. Расположен по адресу: Арбатская площадь, 14. Первых гостей принял 10 ноября 1909 года. Это один из старейших кинотеатров не только России, но и всего мира, один из немногих объектов такого рода, имеющих более, чем вековую историю.
В газетах и журналах начала ХХ века полное название здания обозначалось как «Художественный электро-театр», официально оно именовалось «Синематографом Брокша». На протяжении долгой истории кинотеатр неоднократно перестраивался, реконструировался и реставрировался. В годы двух Мировых войн он попадал под бомбежки, позднее объект предполагалось снести.
Первый общедоступный показ кино, тогда новомодного «парада аттракционов», прошел 11 ноября 1909. Публике продемонстрировали новинку - французскую драматическую картину «Жоржетта».
Реализацию проекта кинотеатра «Художественный» осуществил архитектор Н.П.Благовещенский. Изначально зал должен был вместить 400 человек. В 1909 году вниманию публики представилось одноэтажное здание с куполом. Оно изначально создавалось как кинотеатр, никаких других предприятий располагать там не предполагалось. Зрителей в фойе встречал светящийся фонтан.
В дореволюционные времена само здание и прилегающий к нему участок земли находились в собственности у «Варваринского акционерного общества домовладельцев». Сам синематограф принадлежал Роберту Альберту Брокшу (отсюда и официальное название).
О грядущем событии - открытии московского кинотеатра - 5 ноября 1909 года сообщила на первой странице газета «Ведомости». Позднее там печаталась афиша грядущих премьер и других сеансов. В числе первых фильмов, привлекавших в синематограф множество состоятельных москвичей, были мелодрамы «Посмертное желание матери» и «Ангелы примирения», а также многочисленные комедии, трогательные и забавные сценки из жизни и т.д.
Уникальная особенность «Художественного»: сотрудники доставляли заранее приобретенные билеты клиентам, живущим по соседству с кинотеатром, прямо на дом.
Через четыре года после открытия здание на Арбатской площади выкупил легендарный отечественный продюсер и режиссер Александр Ханжонков. К этому моменту синематограф стал настолько популярен, что едва ли не каждый москвич считал своим долгом посетить его, таки образом приобщившись к новому, ультрамодному виду развлечений. Новый собственник здания принял решение перестроить его. Проект был поручен архитектору Ф.О.Шехтелю. Созданное под его руководством здание имело паровое отопление и бетонные перекрытия. В зале появились балконы и ложи, количество мест возросло до 925. Фасад приобрел черты, характерные для классического античного стиля. Кинотеатр получил специальную будку для хранения кинопленки из целлулоида.
Синематограф А.Л.Брокша считался одним из самых престижных объектов культурного досуга, и владельцы неизменно стремились привлечь как можно больше зрителей. Для этого использовались яркие, красочные афиши, элементы имперской роскоши в интерьерах фойе (изящные колонны с лепниной, лампочки на фасаде, ажурные люстры, яркий свет, пальмы в кадках).
В кинотеатре «Художественный» чаще всего собирались представители московской интеллигенции. Для них, как во всех театрах, работал гардероб, а перед началом киносеанса в фойе демонстрировали свое искусство актеры, музыканты, артисты цирка и другие творческие люди.
Посмотреть там можно было кино на любой вкус. Жанровый репертуар афиши оказался весьма обширным. Среди демонстрировавшихся картин - «Я люблю энергичных», «Призрак счастья», «У берегов Бельгии», «Миражи жизни», «Принцевы острова», «Развалины Древнего Египта», «Запутанное родство» и т.д. На заре кинематографа продолжительность одного фильма зачастую не превышала 15 минут.
В мае 1917 года большевики выбрали кинотеатр «Художественный» в качестве площадки для своей общегородской конференции. В дни Октябрьской Революции там располагались пленные красноармейцы и юнкера.
27 августа 1919 года В.И.Ленин издал декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности и торговли в ведение Народного комиссариата по просвещению». Роберт Брок перестал руководить кинотеатром.
В 1921 году «Художественный» стал первым объектом ГосКино. В 1926 именно здесь публика впервые увидела знаменитую картину С.Эйзанштейна «Броненосец Потемкин», а всего через 5 лет - первый отечественный звуковой фильм «Путевка в жизнь». Несколько позже (1936) в этом зале прошла цветная новинка - «Груня Корнакова». К середине 1930-х в кинотеатре было уже около 950 мест.
Начиная с 1936 года, каждые 30 минут в специально отведенном зале демонстрировались актуальные кадры отечественной кинохроники. В Летнем саду в теплое время года ежедневно проходили вечерние концерты. При «Художественном» постоянно работали читальный зал, буфет и специальная комната матери и ребенка. Первый сеанс начинался в 12-00, билет на него стоил 1-2 рубля, вечером (начиная с 18-00) удовольствие обходилось максимум в 3,5 рубля.
Длина экрана из специальной пластмассы в 1930-е годы достигала 14 метров. Показы немых фильмов проходили в сопровождении симфонического оркестра (располагался в оркестровой яме). До начала Великой Отечественной войны в «Художественном» было три постоянно функционирующих зала.
В первой половине 1940-х, в том числе в военный период, работа кинотеатра не останавливалась. Неутолимая народная жажда зрелищ привела к появлению еще двух залов. После войны в здании произошло множество важных изменений - упразднена оркестровая яма, с фасадов демонтирована стилизованная под античную лепнина, окна заложены кирпичом со стороны Арбатской площади. В 1950-е годы из названия здания исчезло слово «электротеатр». В 1955 году «Художественный» стал первым в стране широкоэкранным кинотеатром.
В 1990-е в здании на Арбатской площади открылось казино, над фойе надстроили еще один этаж. В вестибюле располагались бар и зал игровых автоматов. Тем не менее, кинопоказы в «Художественном» не прекращались и продолжались до 2014 года, когда один из символов Москвы ХХ века закрылся на глобальную реконструкцию.
8 декабря 2020 года полностью отремонтированный, обновленный кинотеатр был сдан городским властям. Открытие планируется 9 апреля 2021. В этот день пройдет премьерный показ фильма «Отец» (режиссер Флориан Зеллер, в главных ролях Энтони Хопкинс и Оливия Колман).
«Старое новое» здание кинотеатра представляет собой сочетание классики и модерна, истории и современности. В главном зале появился новый балкон со старым ограждением. Отреставрированы скульптурные изображения, стилизованные под античность, полностью восстановлена декоративная лепнина на потолке.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
В газетах и журналах начала ХХ века полное название здания обозначалось как «Художественный электро-театр», официально оно именовалось «Синематографом Брокша». На протяжении долгой истории кинотеатр неоднократно перестраивался, реконструировался и реставрировался. В годы двух Мировых войн он попадал под бомбежки, позднее объект предполагалось снести.
Первый общедоступный показ кино, тогда новомодного «парада аттракционов», прошел 11 ноября 1909. Публике продемонстрировали новинку - французскую драматическую картину «Жоржетта».
Реализацию проекта кинотеатра «Художественный» осуществил архитектор Н.П.Благовещенский. Изначально зал должен был вместить 400 человек. В 1909 году вниманию публики представилось одноэтажное здание с куполом. Оно изначально создавалось как кинотеатр, никаких других предприятий располагать там не предполагалось. Зрителей в фойе встречал светящийся фонтан.
В дореволюционные времена само здание и прилегающий к нему участок земли находились в собственности у «Варваринского акционерного общества домовладельцев». Сам синематограф принадлежал Роберту Альберту Брокшу (отсюда и официальное название).
О грядущем событии - открытии московского кинотеатра - 5 ноября 1909 года сообщила на первой странице газета «Ведомости». Позднее там печаталась афиша грядущих премьер и других сеансов. В числе первых фильмов, привлекавших в синематограф множество состоятельных москвичей, были мелодрамы «Посмертное желание матери» и «Ангелы примирения», а также многочисленные комедии, трогательные и забавные сценки из жизни и т.д.
Уникальная особенность «Художественного»: сотрудники доставляли заранее приобретенные билеты клиентам, живущим по соседству с кинотеатром, прямо на дом.
Через четыре года после открытия здание на Арбатской площади выкупил легендарный отечественный продюсер и режиссер Александр Ханжонков. К этому моменту синематограф стал настолько популярен, что едва ли не каждый москвич считал своим долгом посетить его, таки образом приобщившись к новому, ультрамодному виду развлечений. Новый собственник здания принял решение перестроить его. Проект был поручен архитектору Ф.О.Шехтелю. Созданное под его руководством здание имело паровое отопление и бетонные перекрытия. В зале появились балконы и ложи, количество мест возросло до 925. Фасад приобрел черты, характерные для классического античного стиля. Кинотеатр получил специальную будку для хранения кинопленки из целлулоида.
Синематограф А.Л.Брокша считался одним из самых престижных объектов культурного досуга, и владельцы неизменно стремились привлечь как можно больше зрителей. Для этого использовались яркие, красочные афиши, элементы имперской роскоши в интерьерах фойе (изящные колонны с лепниной, лампочки на фасаде, ажурные люстры, яркий свет, пальмы в кадках).
В кинотеатре «Художественный» чаще всего собирались представители московской интеллигенции. Для них, как во всех театрах, работал гардероб, а перед началом киносеанса в фойе демонстрировали свое искусство актеры, музыканты, артисты цирка и другие творческие люди.
Посмотреть там можно было кино на любой вкус. Жанровый репертуар афиши оказался весьма обширным. Среди демонстрировавшихся картин - «Я люблю энергичных», «Призрак счастья», «У берегов Бельгии», «Миражи жизни», «Принцевы острова», «Развалины Древнего Египта», «Запутанное родство» и т.д. На заре кинематографа продолжительность одного фильма зачастую не превышала 15 минут.
В мае 1917 года большевики выбрали кинотеатр «Художественный» в качестве площадки для своей общегородской конференции. В дни Октябрьской Революции там располагались пленные красноармейцы и юнкера.
27 августа 1919 года В.И.Ленин издал декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности и торговли в ведение Народного комиссариата по просвещению». Роберт Брок перестал руководить кинотеатром.
В 1921 году «Художественный» стал первым объектом ГосКино. В 1926 именно здесь публика впервые увидела знаменитую картину С.Эйзанштейна «Броненосец Потемкин», а всего через 5 лет - первый отечественный звуковой фильм «Путевка в жизнь». Несколько позже (1936) в этом зале прошла цветная новинка - «Груня Корнакова». К середине 1930-х в кинотеатре было уже около 950 мест.
Начиная с 1936 года, каждые 30 минут в специально отведенном зале демонстрировались актуальные кадры отечественной кинохроники. В Летнем саду в теплое время года ежедневно проходили вечерние концерты. При «Художественном» постоянно работали читальный зал, буфет и специальная комната матери и ребенка. Первый сеанс начинался в 12-00, билет на него стоил 1-2 рубля, вечером (начиная с 18-00) удовольствие обходилось максимум в 3,5 рубля.
Длина экрана из специальной пластмассы в 1930-е годы достигала 14 метров. Показы немых фильмов проходили в сопровождении симфонического оркестра (располагался в оркестровой яме). До начала Великой Отечественной войны в «Художественном» было три постоянно функционирующих зала.
В первой половине 1940-х, в том числе в военный период, работа кинотеатра не останавливалась. Неутолимая народная жажда зрелищ привела к появлению еще двух залов. После войны в здании произошло множество важных изменений - упразднена оркестровая яма, с фасадов демонтирована стилизованная под античную лепнина, окна заложены кирпичом со стороны Арбатской площади. В 1950-е годы из названия здания исчезло слово «электротеатр». В 1955 году «Художественный» стал первым в стране широкоэкранным кинотеатром.
В 1990-е в здании на Арбатской площади открылось казино, над фойе надстроили еще один этаж. В вестибюле располагались бар и зал игровых автоматов. Тем не менее, кинопоказы в «Художественном» не прекращались и продолжались до 2014 года, когда один из символов Москвы ХХ века закрылся на глобальную реконструкцию.
8 декабря 2020 года полностью отремонтированный, обновленный кинотеатр был сдан городским властям. Открытие планируется 9 апреля 2021. В этот день пройдет премьерный показ фильма «Отец» (режиссер Флориан Зеллер, в главных ролях Энтони Хопкинс и Оливия Колман).
«Старое новое» здание кинотеатра представляет собой сочетание классики и модерна, истории и современности. В главном зале появился новый балкон со старым ограждением. Отреставрированы скульптурные изображения, стилизованные под античность, полностью восстановлена декоративная лепнина на потолке.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета