Венская Опера (Wiener Staatsoper) - один из ключевых оперных центров мира, крупнейший музыкальный театр Австрии. До 1918 года был известен под названием «Венская Придворная Опера».
Театр, сразу облюбованный представителями высшей австрийской знати, появился в середине XVII века, оперы тогда исполнялись в небольшой стране повсеместно. Лишь в 1861 году возникла идея построить для венской оперы собственное отдельное «жилище». Для создания и последующей реализации проекта императорский двор пригласил архитекторов Августа Зикарда фон Зикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля. Праздничное открытие нового театра случилось 25 мая 1869 года. Мероприятие почтила своим присутствием императорская чета. Франц Иосиф и его супруга Елизавета первыми вошли в стильное, элегантное, богато декорированное здание. Первым сочинением, прозвучавшим на сцене нового театра, стала опера В.А.Моцарта «Дон Жуан».
Династия Габсбургов лично опекала здание Венской Оперы до 1918 года. В 1920-х оно получило негласный статус Государственного. Официально название Венская Государственная Опера закрепилось за театром в 1938 году. Событие совпало с аншлюсом (включение Австрии в состав Германии 12-13 марта 1938 года).
В годы Второй Мировой войны на сцене театра постановки опер Дж.Верди, В.А.Моцарта и Л.ван Бетховена шли в музыкальной редакции немецких и австрийских дирижеров Клеменса Генриха Крауса, Карла Бёма, Вильгельма Фуртвенглера и других маэстро. В 1938 году на суд зрителей было впервые представлено сочинение современного композитора Рихарда Штрауса. Позднее Венская Опера осуществила постановку всех его произведений.
6 марта 1945 года здание театра подверглось бомбардировке американскими истребителями. В результате масштабного налета оно было частично разрушено. Масштабная реконструкция продолжалась десятилетие, и 5 ноября 1955 года случилось второе рождение Венской Государственной Оперы. Событию была посвящена премьера знаменитого сочинения Л.ван Бетховена «Фиделио» в музыкальной редакции К.Бёма. Также театр славился своими легендарными традиционными ежегодными балами, которые подлежали восстановлению в это же время.
Директорами главного австрийского музыкального театра становились специалисты из разных областей. Управление с разной степенью эффективности осуществляли как творческие (музыканты, режиссеры), так и административные кадры. Внутренняя политика коллектива предполагала, что управленцам надлежало не только обеспечивать нормальное функционирование творческой команды, но и возглавлять художественно-постановочную часть, то есть принимать непосредственное участие в создании и развитии репертуара.
С 1986 года должности художественного и музыкального руководителей, а также администраторов-управленцев, как правило, берут на себя разные люди. Творчество и хозяйственная деятельность, таким образом, теперь сосуществуют, а специалисты не отвлекаются от своего строго очерченного круга обязанностей.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Театр, сразу облюбованный представителями высшей австрийской знати, появился в середине XVII века, оперы тогда исполнялись в небольшой стране повсеместно. Лишь в 1861 году возникла идея построить для венской оперы собственное отдельное «жилище». Для создания и последующей реализации проекта императорский двор пригласил архитекторов Августа Зикарда фон Зикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля. Праздничное открытие нового театра случилось 25 мая 1869 года. Мероприятие почтила своим присутствием императорская чета. Франц Иосиф и его супруга Елизавета первыми вошли в стильное, элегантное, богато декорированное здание. Первым сочинением, прозвучавшим на сцене нового театра, стала опера В.А.Моцарта «Дон Жуан».
Династия Габсбургов лично опекала здание Венской Оперы до 1918 года. В 1920-х оно получило негласный статус Государственного. Официально название Венская Государственная Опера закрепилось за театром в 1938 году. Событие совпало с аншлюсом (включение Австрии в состав Германии 12-13 марта 1938 года).
В годы Второй Мировой войны на сцене театра постановки опер Дж.Верди, В.А.Моцарта и Л.ван Бетховена шли в музыкальной редакции немецких и австрийских дирижеров Клеменса Генриха Крауса, Карла Бёма, Вильгельма Фуртвенглера и других маэстро. В 1938 году на суд зрителей было впервые представлено сочинение современного композитора Рихарда Штрауса. Позднее Венская Опера осуществила постановку всех его произведений.
6 марта 1945 года здание театра подверглось бомбардировке американскими истребителями. В результате масштабного налета оно было частично разрушено. Масштабная реконструкция продолжалась десятилетие, и 5 ноября 1955 года случилось второе рождение Венской Государственной Оперы. Событию была посвящена премьера знаменитого сочинения Л.ван Бетховена «Фиделио» в музыкальной редакции К.Бёма. Также театр славился своими легендарными традиционными ежегодными балами, которые подлежали восстановлению в это же время.
Директорами главного австрийского музыкального театра становились специалисты из разных областей. Управление с разной степенью эффективности осуществляли как творческие (музыканты, режиссеры), так и административные кадры. Внутренняя политика коллектива предполагала, что управленцам надлежало не только обеспечивать нормальное функционирование творческой команды, но и возглавлять художественно-постановочную часть, то есть принимать непосредственное участие в создании и развитии репертуара.
С 1986 года должности художественного и музыкального руководителей, а также администраторов-управленцев, как правило, берут на себя разные люди. Творчество и хозяйственная деятельность, таким образом, теперь сосуществуют, а специалисты не отвлекаются от своего строго очерченного круга обязанностей.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета