Капитолийская волчица (Lupa Capitolina) - скульптурное изображение практически в натуральную величину волчицы, вскармливающей двух грудных младенцев - Ромула и Рема. Композиция отлита из бронзы. Согласно существующей легенде, этим малышам, чудом спасшимся от голодной смерти, было суждено стать основателями Рима. Оригинал статуи находится в Капитолийских музеях - старейшем хранилище Европы.
Точная дата создания скульптуры на сегодняшний день не определена. Долгое время считалось, что это продукт творчества этрусков, а сделан он примерно в V веке до н.э. Современные технологии выявления возрастных признаков изваяний (технологии литья, радиоуглеродный анализ включений) показали, что артефакт появился в эпоху Высокого Средневековья (в промежутке между XI и XIII столетиями н.э.).
В Риме есть аналогичная скульптурная композиция, воплощающая идентичный сюжет. Эта статуя создана в эпоху Античности. Также изображение волчицы, вскормившей младенцев-близнецов, увековечено на многих монетах Древнего Рима. Такая кормилица, много позже ставшая народным кумиром Вечного Города, выбрана неслучайно: среди этрусков и сабинов (древний народ итальянской группы, чей язык напоминает латынь) волк считался священным символом, тотемом. Римляне слились с этими народами, и появление античной статуи стало символом их единения.
Первые упоминания о Капитолийской волчице можно встретить в трудах античного ученого Плиния. В своей «Естественной истории» он утверждает, что статуя находилась в комплексе Римского форума, рядом со священной смоковницей. Согласно утверждениям знаменитого философа и политического деятеля Цицерона, скульптура обитала на вершине Капитолийского холма. Однажды изваяние было повержено ударом молнии.
Существует предположение, согласно которому Капитолийская волчица была обнаружена в Латеранском дворце в IX веке. Вплоть до 1450 года около скульптурной композиции проходили суды и казни. В 1473 году папа Сикст IV приказал перенести ее в Палаццо-деи-Консерватори (дворец, в котором находится большинство экспонатов Капитолийских музеев).
В конце XV века из бронзы были отлиты фигурки младенцев Ромула и Рема. Работу эту провел итальянский скульптор, живописец и ювелир Антонио дель Поллайоло. Авторство мастера имеет документально зафиксированное подтверждение. Популярный средневековый сборник «Чудеса града Римского» (1499) содержал уже обновленное изображение волчицы, дополненное малышами.
Скульптуры младенцев Ромула и Рема выполнены в манере, значительно отличной от того, как отлита сама волчица. Имеется документальное подтверждение, что античное изваяние кормилицы дополнил в эпоху Средневековья скульптор Антонио дель Поллайоло.
Во времена режима Муссолини (1922-1943) Капитолийская волчица была символом пропаганды, воплощением стремления фашистов к возрождению Римской империи. В 1960 году она стала важным элементом эмблемы Летних Олимпийских Игр в Риме.
Сегодня копии скульптурного изображения Капитолийской волчицы есть во многих странах, в том числе в Македонии, Испании, Бразилии, США, Румынии, Швеции, Молдавии, Франции, Таджикистане и др.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Точная дата создания скульптуры на сегодняшний день не определена. Долгое время считалось, что это продукт творчества этрусков, а сделан он примерно в V веке до н.э. Современные технологии выявления возрастных признаков изваяний (технологии литья, радиоуглеродный анализ включений) показали, что артефакт появился в эпоху Высокого Средневековья (в промежутке между XI и XIII столетиями н.э.).
В Риме есть аналогичная скульптурная композиция, воплощающая идентичный сюжет. Эта статуя создана в эпоху Античности. Также изображение волчицы, вскормившей младенцев-близнецов, увековечено на многих монетах Древнего Рима. Такая кормилица, много позже ставшая народным кумиром Вечного Города, выбрана неслучайно: среди этрусков и сабинов (древний народ итальянской группы, чей язык напоминает латынь) волк считался священным символом, тотемом. Римляне слились с этими народами, и появление античной статуи стало символом их единения.
Первые упоминания о Капитолийской волчице можно встретить в трудах античного ученого Плиния. В своей «Естественной истории» он утверждает, что статуя находилась в комплексе Римского форума, рядом со священной смоковницей. Согласно утверждениям знаменитого философа и политического деятеля Цицерона, скульптура обитала на вершине Капитолийского холма. Однажды изваяние было повержено ударом молнии.
Существует предположение, согласно которому Капитолийская волчица была обнаружена в Латеранском дворце в IX веке. Вплоть до 1450 года около скульптурной композиции проходили суды и казни. В 1473 году папа Сикст IV приказал перенести ее в Палаццо-деи-Консерватори (дворец, в котором находится большинство экспонатов Капитолийских музеев).
В конце XV века из бронзы были отлиты фигурки младенцев Ромула и Рема. Работу эту провел итальянский скульптор, живописец и ювелир Антонио дель Поллайоло. Авторство мастера имеет документально зафиксированное подтверждение. Популярный средневековый сборник «Чудеса града Римского» (1499) содержал уже обновленное изображение волчицы, дополненное малышами.
Скульптуры младенцев Ромула и Рема выполнены в манере, значительно отличной от того, как отлита сама волчица. Имеется документальное подтверждение, что античное изваяние кормилицы дополнил в эпоху Средневековья скульптор Антонио дель Поллайоло.
Во времена режима Муссолини (1922-1943) Капитолийская волчица была символом пропаганды, воплощением стремления фашистов к возрождению Римской империи. В 1960 году она стала важным элементом эмблемы Летних Олимпийских Игр в Риме.
Сегодня копии скульптурного изображения Капитолийской волчицы есть во многих странах, в том числе в Македонии, Испании, Бразилии, США, Румынии, Швеции, Молдавии, Франции, Таджикистане и др.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета