Государственный Исторический музей (ГИМ) - один из символов исторического центра Москвы, одно из наиболее крупных хранилищ культурно-исторического наследия России. На своем законном месте в самом сердце столицы этот артефакт появился в промежутке между 1875 и 1883 годами, основан был в 1872. Авторы проекта знаменитого здания на Красной площади - архитектор Владимир Шервуд и инженер Анатолий Семенов. Построить здание в таком месте - задача не из простых, разрешение выдала Государственная Дума, она же и участок предоставила, для чего велела снести стоявшую там Главную аптеку.
На сегодняшний день фонды Исторического музея насчитывают свыше 5 млн экспонатов и 14 млн листов документальных материалов. В постоянно действующей экспозиции возможно разместить лишь микроскопическую часть этой сокровищницы - не более 0,5%. Ежегодно все изделия, имеющие огромную культурно-историческую ценность, предстают взорам более 1,5 млн посетителей со всего мира.
В конце первого 20-летия XXI века музейное объединение включает в себя, помимо ГИМа, Собор Василия Блаженного, Палаты Романовых (музей московского боярства XVI-XVII вв.) и Музей Отечественной войны 1812 года, а также выставочные залы на Площади Революции, реставрационные мастерские и хранилища музея-усадьбы «Измайлово». Сейчас на территории Новой Москвы (в поселке «Коммунарка») строится внушительный депозитарно-выставочный центр (площадь около 120 тыс.кв.м).
В 1990 году Государственный Исторический музей был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, где представляет собой важную часть ансамбля Красной площади.
В середине XIX века среди представителей русской интеллигенции стремительно развивалась идея создания музея исторических ценностей. Так, военный педагог, генерал-майор Николай Чепелевский в 1871 году (об этом свидетельствует сохранившееся письмо) «предполагал устроить в Москве особый музей, который бы сделался не только хранилищем собранных для выставки предметов, но постоянно направлял свою деятельность к разработке и собиранию материалов». Русский историк, академик Константин Бестужев-Рюмин обозначил народное самосознание как «высшую цель исторической науки», а «самым могущественным средством его повышения» - создание музея.
Стимулом к реализации идеи создания хранилища национального исторического наследия стал успех промышленной выставки, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I. Здесь экспонировались ценные реликвии и находки археологов. В январе 1872 года министр государственных имуществ, генерал-адъютант Александр Зеленой подал цесаревичу Александру записку, в которой предлагал создать национальный Исторический музей. Будущему императору Александру III пришлась по душе перспектива появления места, где любой посетитель мог обнаружить, что «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране». Заручившись письменной поддержкой отца, наследник престола ответил согласием на заманчивое предложение.
Документально зафиксировано, что указ Александра II о создании Государственного Исторического музея датирован февралем 1872 года. Название постройке планировалось дать в честь «августейшего имени государя наследника цесаревича великого князя Александра Александровича».
Для организации музея император приказал создать специальную комиссию ученых-историков. В ее состав вошли Василий Ключевский, Иван Забелин, Дмитрий Иловайский, Сергей Соловьев и др. Сообщество просветленных умов возглавил граф Уваров.
Общая идея и концепция музея сформировалась менее, чем через год - к январю 1873 года. Проект должен был «служить наглядной историей главных эпох русского государства».
В 1875 году императорская специальная комиссия объявила конкурс на лучший проект здания будущего музея. Главным условием было соответствие специальной программе: от архитекторов и инженеров требовалось использование в экстерьерах и интерьерах исконно русских деталей - шатров, закомаров (полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, очертаниями своими воспроизводящее прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод), ширинок (элемент декора, квадратное углубление в стене с украшением в виде изразца или декоративного резного элемента, иногда помещавшегося в середине) и т.д. Кроме того, важно было, чтобы новая постройка гармонично вписалась в уже существующий ансамбль Красной площади.
Споры о назначении будущего музея продолжались едва ли не до конца строительства главного здания. Ученые-историки в большинстве своем настаивали, что возглавлять экспозицию каждого зала обязательно должны подлинно исторические предметы, некоторые специалисты допускали применение концептуальных стилизаций. Также предлагалось проводить выставки современных произведений искусства на исторические сюжеты.
Парадные сени планировалось оформить сценами из жизни древних славян, а по мере углубления внутрь музея экспозиция должна была отражать ход отечественной истории. От этого плана пришлось отказаться в пользу самодержавия. Вход в музей венчало генеалогическое древо правящего императорского дома Романовых, состоящее из 68 портретов.
Появление новой постройки в самом сердце столицы несколько изменило ее исторический облик. Это привело к необходимости провести дальнейшее обновление города в едином архитектурном стиле. В эту концепцию вошли здание Московской Городской Думы, Верхние и Средние торговые ряды.
После Революции 1917 года Исторический музей многократно предлагали расформировать. В дни важнейших для дальнейшего развития страны событий здание на Красной площади оказалось в эпицентре народных волнений, внутри солдаты «тыкали штыками по всем темным углам», снаружи постоянно собирались толпы. Лишь благодаря личным указам В.И.Ленина и А.В.Луначарского музей удалось отстоять.
В промежутке между 1918 и 1920 годами и без того многочисленные фонды хранилища предметов русского искусства были дополнены новыми экспонатами, в том числе семейными библиотеками и фамильными драгоценностями многих дворян, книгами и нотами первых крупных издателей, предметами гардероба, личными вещами, мебелью представителей разных социальных слоев.
Годы Великой Отечественной войны поделили коллекцию музея на две части. Уже к концу июля 1941-го наиболее ценные экспонаты надлежало эвакуировать. Этим должна была заняться тогдашний директор Анна Карпова. Эта часть собрания отправилась в Костанай (Казахстан). Оставшиеся предметы остались в Москве, и музей, единственный во всей столице, не остановил свою работу и в тяжелый период постоянных боев.
После войны Государственный Исторический музей ждали долгие, непростые годы восстановления экспозиции. Он ни на минуту не останавливал свою научно-просветительскую деятельность. И без того немалые фонды пополнялись систематически на протяжении всех последующих этапов отечественной истории. Расширение их продолжается и сейчас.
В 2022 году будет отмечаться 150-летие музея. К знаковой дате планируется открыть депозитарно-выставочный центр, который сейчас интенсивно строится на территории Новой Москвы (Коммунарка). Это будет огромный многофункциональный комплекс общей площадью около 120 тыс.кв.м.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
На сегодняшний день фонды Исторического музея насчитывают свыше 5 млн экспонатов и 14 млн листов документальных материалов. В постоянно действующей экспозиции возможно разместить лишь микроскопическую часть этой сокровищницы - не более 0,5%. Ежегодно все изделия, имеющие огромную культурно-историческую ценность, предстают взорам более 1,5 млн посетителей со всего мира.
В конце первого 20-летия XXI века музейное объединение включает в себя, помимо ГИМа, Собор Василия Блаженного, Палаты Романовых (музей московского боярства XVI-XVII вв.) и Музей Отечественной войны 1812 года, а также выставочные залы на Площади Революции, реставрационные мастерские и хранилища музея-усадьбы «Измайлово». Сейчас на территории Новой Москвы (в поселке «Коммунарка») строится внушительный депозитарно-выставочный центр (площадь около 120 тыс.кв.м).
В 1990 году Государственный Исторический музей был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, где представляет собой важную часть ансамбля Красной площади.
В середине XIX века среди представителей русской интеллигенции стремительно развивалась идея создания музея исторических ценностей. Так, военный педагог, генерал-майор Николай Чепелевский в 1871 году (об этом свидетельствует сохранившееся письмо) «предполагал устроить в Москве особый музей, который бы сделался не только хранилищем собранных для выставки предметов, но постоянно направлял свою деятельность к разработке и собиранию материалов». Русский историк, академик Константин Бестужев-Рюмин обозначил народное самосознание как «высшую цель исторической науки», а «самым могущественным средством его повышения» - создание музея.
Стимулом к реализации идеи создания хранилища национального исторического наследия стал успех промышленной выставки, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I. Здесь экспонировались ценные реликвии и находки археологов. В январе 1872 года министр государственных имуществ, генерал-адъютант Александр Зеленой подал цесаревичу Александру записку, в которой предлагал создать национальный Исторический музей. Будущему императору Александру III пришлась по душе перспектива появления места, где любой посетитель мог обнаружить, что «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране». Заручившись письменной поддержкой отца, наследник престола ответил согласием на заманчивое предложение.
Документально зафиксировано, что указ Александра II о создании Государственного Исторического музея датирован февралем 1872 года. Название постройке планировалось дать в честь «августейшего имени государя наследника цесаревича великого князя Александра Александровича».
Для организации музея император приказал создать специальную комиссию ученых-историков. В ее состав вошли Василий Ключевский, Иван Забелин, Дмитрий Иловайский, Сергей Соловьев и др. Сообщество просветленных умов возглавил граф Уваров.
Общая идея и концепция музея сформировалась менее, чем через год - к январю 1873 года. Проект должен был «служить наглядной историей главных эпох русского государства».
В 1875 году императорская специальная комиссия объявила конкурс на лучший проект здания будущего музея. Главным условием было соответствие специальной программе: от архитекторов и инженеров требовалось использование в экстерьерах и интерьерах исконно русских деталей - шатров, закомаров (полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, очертаниями своими воспроизводящее прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод), ширинок (элемент декора, квадратное углубление в стене с украшением в виде изразца или декоративного резного элемента, иногда помещавшегося в середине) и т.д. Кроме того, важно было, чтобы новая постройка гармонично вписалась в уже существующий ансамбль Красной площади.
Споры о назначении будущего музея продолжались едва ли не до конца строительства главного здания. Ученые-историки в большинстве своем настаивали, что возглавлять экспозицию каждого зала обязательно должны подлинно исторические предметы, некоторые специалисты допускали применение концептуальных стилизаций. Также предлагалось проводить выставки современных произведений искусства на исторические сюжеты.
Парадные сени планировалось оформить сценами из жизни древних славян, а по мере углубления внутрь музея экспозиция должна была отражать ход отечественной истории. От этого плана пришлось отказаться в пользу самодержавия. Вход в музей венчало генеалогическое древо правящего императорского дома Романовых, состоящее из 68 портретов.
Появление новой постройки в самом сердце столицы несколько изменило ее исторический облик. Это привело к необходимости провести дальнейшее обновление города в едином архитектурном стиле. В эту концепцию вошли здание Московской Городской Думы, Верхние и Средние торговые ряды.
После Революции 1917 года Исторический музей многократно предлагали расформировать. В дни важнейших для дальнейшего развития страны событий здание на Красной площади оказалось в эпицентре народных волнений, внутри солдаты «тыкали штыками по всем темным углам», снаружи постоянно собирались толпы. Лишь благодаря личным указам В.И.Ленина и А.В.Луначарского музей удалось отстоять.
В промежутке между 1918 и 1920 годами и без того многочисленные фонды хранилища предметов русского искусства были дополнены новыми экспонатами, в том числе семейными библиотеками и фамильными драгоценностями многих дворян, книгами и нотами первых крупных издателей, предметами гардероба, личными вещами, мебелью представителей разных социальных слоев.
Годы Великой Отечественной войны поделили коллекцию музея на две части. Уже к концу июля 1941-го наиболее ценные экспонаты надлежало эвакуировать. Этим должна была заняться тогдашний директор Анна Карпова. Эта часть собрания отправилась в Костанай (Казахстан). Оставшиеся предметы остались в Москве, и музей, единственный во всей столице, не остановил свою работу и в тяжелый период постоянных боев.
После войны Государственный Исторический музей ждали долгие, непростые годы восстановления экспозиции. Он ни на минуту не останавливал свою научно-просветительскую деятельность. И без того немалые фонды пополнялись систематически на протяжении всех последующих этапов отечественной истории. Расширение их продолжается и сейчас.
В 2022 году будет отмечаться 150-летие музея. К знаковой дате планируется открыть депозитарно-выставочный центр, который сейчас интенсивно строится на территории Новой Москвы (Коммунарка). Это будет огромный многофункциональный комплекс общей площадью около 120 тыс.кв.м.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета