Шапка Мономаха - знаменитый, самый главный головной убор, которым венчали царей и великих князей на протяжении нескольких веков. И поныне этот артефакт остается символом безграничной власти и самодержавия на Руси. Находится в несметной сокровищнице Оружейной палаты Московского Кремля, постоянно представлена в экспозиции.
Шапка Мономаха - головной убор, выполненный из золота. По периметру декорирован соболиной опушкой. Изделие щедро украшено жемчугом и драгоценными камнями и увенчано крестом. Полусферическая форма головного убора с меховой оторочкой не случайна: на Руси она символизировала солнце и небо. Существовало поверье, что наконечник, устремленный ввысь, должен был «соединить» носившего регалию правителя с душами его предков-самодержцев. Согласно этой легенде, власть монарха получала таким образом божественное благословение и становилась заведомо легитимной.
Вопрос о том, где и когда был изготовлен один из самых непоколебимых символов царского могущества, остается открытым, несмотря на многовековые усилия историков и искусствоведов. Согласно наиболее популярной гипотезе, шапка Мономаха была собрана из деталей шлемов сыновей Ивана Красного (Иоанна II) – звенигородского князя Ивана Малого и триумфатора Куликовской битвы Дмитрия Донского. Золотые пластины, составляющие тулью, датированы первой половиной XIII века. Изготовление знаменитого венца завершилось к 1526 году.
Согласно еще одной популярной гипотезе, артефакт появился при дворе русских князей в качестве трофея, добытого в результате одного триумфального похода против правителей Золотой Орды.
Как шапка Мономаха стала символом самодержавия русских князей? Четкого ответа на этот вопрос историки также пока не получили. До середины XIX века бытовало мнение, что головной убор для царя Василия III создали лучшие мастера ювелирного искусства, а материалы для него - дары византийского императора Константина IX Мономаха. Согласно гипотезе, главная цель производства венца - укрепление прав юного князя на престол.
Шапка Мономаха - истинный шедевр, рожденный в результате симбиоза творчества лучших ювелиров и мастеров пушно-мехового дела. Головной убор весит немногим меньше килограмма - 993,66 грамма. Снизу по всему периметру изделие украшено ценным соболиным мехом, верхушку его венчает православный крест из золота. По корпусу венца распределены 11 драгоценных камней: синий и желтый сапфиры, 3 красных шпинели (редкий минерал, представляет собой смесь оксида магния и алюминия), 2 рубина и 4 изумруда. Также изделие декорировано 32 отборными жемчужинами. Некоторые детали в ходе истории несколько раз менялись. Этот факт имеет документальные подтверждения.
На сегодняшний день центральная теория появления шапки Мономаха при дворе русских правителей основана на гипотезе историка Г.Н.Бочарова. Согласно его мнению, венец был создан в Москве, основным материалом для нее послужило золото из царской казны Василия II.
Шапка Мономаха служила для коронации русских царей и князей на протяжении 178 лет. В их числе: Дмитрий Иванович Внук (1498), Иоанн IV Грозный (1547), Федор Иоаннович (1584), Борис Годунов (1598), Лжедмитрий I (1605), Василий IV Шуйский (1606), Михаил Федорович (1613), Алексей Михайлович (1645), Федор III Алексеевич (1676), Иван V (1682).
Ольга Пурчинская
Шапка Мономаха - головной убор, выполненный из золота. По периметру декорирован соболиной опушкой. Изделие щедро украшено жемчугом и драгоценными камнями и увенчано крестом. Полусферическая форма головного убора с меховой оторочкой не случайна: на Руси она символизировала солнце и небо. Существовало поверье, что наконечник, устремленный ввысь, должен был «соединить» носившего регалию правителя с душами его предков-самодержцев. Согласно этой легенде, власть монарха получала таким образом божественное благословение и становилась заведомо легитимной.
Вопрос о том, где и когда был изготовлен один из самых непоколебимых символов царского могущества, остается открытым, несмотря на многовековые усилия историков и искусствоведов. Согласно наиболее популярной гипотезе, шапка Мономаха была собрана из деталей шлемов сыновей Ивана Красного (Иоанна II) – звенигородского князя Ивана Малого и триумфатора Куликовской битвы Дмитрия Донского. Золотые пластины, составляющие тулью, датированы первой половиной XIII века. Изготовление знаменитого венца завершилось к 1526 году.
Согласно еще одной популярной гипотезе, артефакт появился при дворе русских князей в качестве трофея, добытого в результате одного триумфального похода против правителей Золотой Орды.
Как шапка Мономаха стала символом самодержавия русских князей? Четкого ответа на этот вопрос историки также пока не получили. До середины XIX века бытовало мнение, что головной убор для царя Василия III создали лучшие мастера ювелирного искусства, а материалы для него - дары византийского императора Константина IX Мономаха. Согласно гипотезе, главная цель производства венца - укрепление прав юного князя на престол.
Шапка Мономаха - истинный шедевр, рожденный в результате симбиоза творчества лучших ювелиров и мастеров пушно-мехового дела. Головной убор весит немногим меньше килограмма - 993,66 грамма. Снизу по всему периметру изделие украшено ценным соболиным мехом, верхушку его венчает православный крест из золота. По корпусу венца распределены 11 драгоценных камней: синий и желтый сапфиры, 3 красных шпинели (редкий минерал, представляет собой смесь оксида магния и алюминия), 2 рубина и 4 изумруда. Также изделие декорировано 32 отборными жемчужинами. Некоторые детали в ходе истории несколько раз менялись. Этот факт имеет документальные подтверждения.
На сегодняшний день центральная теория появления шапки Мономаха при дворе русских правителей основана на гипотезе историка Г.Н.Бочарова. Согласно его мнению, венец был создан в Москве, основным материалом для нее послужило золото из царской казны Василия II.
Шапка Мономаха служила для коронации русских царей и князей на протяжении 178 лет. В их числе: Дмитрий Иванович Внук (1498), Иоанн IV Грозный (1547), Федор Иоаннович (1584), Борис Годунов (1598), Лжедмитрий I (1605), Василий IV Шуйский (1606), Михаил Федорович (1613), Алексей Михайлович (1645), Федор III Алексеевич (1676), Иван V (1682).
Ольга Пурчинская