Литературный календарь

Автор: Ирина Обухова от 15-03-2011, 15:12, посмотрело: 2661

Цветочный календарь, звёздный календарь даже календарь духов можно встретить в Интернет-чаще, в зарослях электронных страниц. Хотите ещё? «Яндекс» вам поможет!

Недавно я решила составить собственный литературный календарь, в котором каждый месяц связан с каким-либо произведением (или несколькими).

Январь – «Сильмариллион». Первый месяц года ассоциируется с песней Айнур. Многие верно заметили, что начало «Сильмариллиона» напоминает пересказ Книги Бытия. Больше всего в этом произведении меня привлекают темы творчества и бунтарства.

Февраль – «Преступление и наказание». Ипохондричный Раскольников, демонический Петербург. Почти единственная книга из школьной программы, тронувшая моё сердце и открывшая «симфонию страстей» Фёдора Михайловича. Когда читаешь «Преступление…» - начинаешь жалеть все героев, отравленных аурой города-исказителя душ.

Март – «Волкодав». Прочитала только недавно. Привлекает главный герой, который начинает открывать для себя жизнь. Кому-то Волкодав может показаться правильным до приторности, но его добродетельность заставит с сожалением произнести: «Эх, были времена».
Апрель – «Так говорил Заратустра». Дерзкая, максималистская работа Фридриха Ницше, сплетённая из крайностей. Интересно читать в паре с Достоевским. Мудрец-бунтарь Заратустра вызывает удивление и трепет.

Май – «Искра жизни». Что делать, когда осталась одна надежда, но и той мало? Читая роман Ремарка об узниках концлагеря Меллерн, ты всей душой сочувствуешь героям и понимаешь, что зря клясть жизнь не следует ни в коем случае.

Июнь - «Властелин Колец». Первый раз читала перед поступлением. Сразу поняла, что мои проблемы по сравнению с трудностями героев незначительны. На первый взгляд, книга кажется простой, но на самом деле в ней поднято много вечных проблем: проблема дружбы, любви, власти, соблазна, предательства. Сцена прощания хоббитов не вызывает у меня слёз. Только светлую печаль. Почему-то мне нравится дочитывать эту книгу под песню «Кино» «Спокойная ночь».

Июль – «Братья Карамазовы». Ни один самый-самый реалистический роман не способен с такой полнотой описать русскую жизнь и характер. Все оттенки чувств, неожиданность поступков героев собраны в этом романе. Легенда о Великом инквизиторе – не просто придуманная история, а предостережение людям, однако многие современники писателя не придали этому значения.

Август – «Мелкий бес», «Мцыри». Роман Фёдора Сологуба описывает провинциальную жизнь и серые пустые будни сельского учителя Передонова, медленно сходящего с ума. Автор говорил, что это жизнь не одного города, а всей страны. Сологуб сам когда-то работал в сельской школе. Просто, страшно и без вычурностей.
Поэму Лермонтова «Мцыри» я оценила только на подготовительных курсах. Тема свободы выражена здесь очень остро. Перечитывая, я иногда ощущаю себя тем цветком, который перенесли из тюрьмы под лучи солнца.

Сентябрь - Вильям Блейк. Кажется, что стихи этого поэта-символиста несложные, но как мы знаем, гениальное сложным обычно не бывает. Существует множество трактовок его работ, однако интереснее анализировать самому. Даже подстрочный перевод «Тигра» цепляет сильнее любого современного шедевра. Рекомендую знакомиться с текстом в оригинале.

Октябрь- «Собор Парижской Богоматери». Сразу оговорюсь, что этот роман я не могу назвать лучшим из лучших. Гюго мастерски описывает средневековый Париж, юную Эсмеральду, несчастного Клода Фролло, неизменно вызывающего сострадание. Поэтому французскому писателю за образы ставлю отлично.

Ноябрь – «Монахиня», «З.Л.О». Роман Дидро современники сочли шоком. Не знаю, насколько противоестественной была тогдашняя монастырская жизнь, но стойкостью Сюзанны Симонен восхищаешься с первых страниц.
«З.Л.О.» - произведение Антона Сои. Мне кажется, главная мысль его такова: бойся своих желаний и не лезь в потусторонний мир. Герой Следак напоминает елизаровского Льнова из романа «Pasternak».

Декабрь – «Фауст», «Колодец и маятник». С первого раза «Фауста» понять сложно, настолько он разнороден. За историей любви Фауста и Гретхен следует удивительная теория появления романтического искусства. От главного героя, олицетворяющего барокко, и прекрасной Елены (античное искусство) родился Эвфорион (романтизм). Однако жизнь его была недолгой.
«Колодец и маятник» - активатор мурашек на коже. Хотя там нет ни жутких монстров, ни кровавых рек, тебе всё равно при прочтении страшно. А как радуешься за спасённого героя!


Ирина Обухова

Категория: Авторские колонки » Литература. XXI век