Чем хороши сборники? Открывай с любого места и читай. Не надо запоминать многочисленных героев, пролистывать описания, а пропустишь что – невелика потеря. Наверное, подобные мысли хоть раз посещали каждого любителя книг. Но если мы также поступим с книгой «Девушка в цвету» Татьяны Толстой, то совершим досадную ошибку. Хотела она того или нет, но её произведение воспринимается как полноценный роман с двумя героями: автором и самой жизнью. Они соприкасаются, взаимно иронизируют, пытаются понять друг друга. Если до знакомства с этой книгой Татьяна Толстая ассоциировалась у вас исключительно со «Школой злословия», то теперь ваше мнение наверняка дополнится или вовсе изменится.
Начинается сборник интригующе и ярко. Летний Ленинград, по-июньскому светлый, цветущий. Коты и ундины над парадными словно оживают при помощи волшебства, а адмиралтейская игла блестит также, как и двести лет назад. И в центре этого великолепия – девушка с толстой сумкой, решившая подработать разносчицей телеграмм. Юношеская непосредственность и любознательность ещё не покинули героиню: её удивляют необычные дверные звонки, а в каждом кратком послании хочется прочесть чью-то жизнь.
Мы не спеша идём за девушкой в цвету по страницам и не сразу замечаем, что волшебный Ленинград уступил место событиям обыденным, но не менее интересным. Вместе с автором мы пытаемся толковать сны, греем замёрзшие пальцы в стаканчике с кофе в захолустном американском «Макдоналдсе», рассуждаем о красоте, а здесь и вовсе придирчиво анализируем книгу Радзинского о царской семье.
Главная героиня наблюдательная, умная, ироничная, хотя местами язвительна (куда ж без этого!), но, безусловно, харизматичная и привлекательная. Она может легко поделиться наивной детской мечтой: «Мне так хотелось закутаться во все шали и намотать себе на голову тюрбаны из всех шарфов, а из тех, что останутся, сшить себе восточные шаровары или, на худой конец, цыганские юбки»; серьёзно анализировать сон и рассказать о доставке телеграммы как о приключении.
Больше всего девушке в цвету нравится литература. Это не безотчётный восторг перед любой книгой, а осознанная любовь к тронувшим сердце произведениям, пусть с долей здоровой критики и юмора. Посмеяться над героями любовной китайской повести, которая пришлась по душе? Легко! А на следующей странице уже по крупицам разбирается «Дама с собачкой» и романы любимого Александра Гениса.
Темы, поднимающиеся в сборнике, актуальны всегда: красота, искусство, жизнь в чужой стране. Но, благодаря автору, читать о них в сто первый раз вовсе не скучно: она весело описывает своё удивление во французском магазине сыров, легко ввязывается в извечный спор о том, что лучше – кино или книги, категорично заявляет, что «если Италии нет – о вкусах спорят».
Стоит ли читать книгу? Безусловно. Хороший и богатый язык, который не портит даже грубовато-экспрессивная лексика, интересные мысли автора, ирония и самоирония не позволяют оторвать взгляд от страниц. Стоит ли читать её выборочно? Решение, конечно, за вами. Однако в данном случае такой подход – всё равно что смотреть на фрагменты паззла, а не на собранную из них картину.
Ирина Обухова
Начинается сборник интригующе и ярко. Летний Ленинград, по-июньскому светлый, цветущий. Коты и ундины над парадными словно оживают при помощи волшебства, а адмиралтейская игла блестит также, как и двести лет назад. И в центре этого великолепия – девушка с толстой сумкой, решившая подработать разносчицей телеграмм. Юношеская непосредственность и любознательность ещё не покинули героиню: её удивляют необычные дверные звонки, а в каждом кратком послании хочется прочесть чью-то жизнь.
Мы не спеша идём за девушкой в цвету по страницам и не сразу замечаем, что волшебный Ленинград уступил место событиям обыденным, но не менее интересным. Вместе с автором мы пытаемся толковать сны, греем замёрзшие пальцы в стаканчике с кофе в захолустном американском «Макдоналдсе», рассуждаем о красоте, а здесь и вовсе придирчиво анализируем книгу Радзинского о царской семье.
Главная героиня наблюдательная, умная, ироничная, хотя местами язвительна (куда ж без этого!), но, безусловно, харизматичная и привлекательная. Она может легко поделиться наивной детской мечтой: «Мне так хотелось закутаться во все шали и намотать себе на голову тюрбаны из всех шарфов, а из тех, что останутся, сшить себе восточные шаровары или, на худой конец, цыганские юбки»; серьёзно анализировать сон и рассказать о доставке телеграммы как о приключении.
Больше всего девушке в цвету нравится литература. Это не безотчётный восторг перед любой книгой, а осознанная любовь к тронувшим сердце произведениям, пусть с долей здоровой критики и юмора. Посмеяться над героями любовной китайской повести, которая пришлась по душе? Легко! А на следующей странице уже по крупицам разбирается «Дама с собачкой» и романы любимого Александра Гениса.
Темы, поднимающиеся в сборнике, актуальны всегда: красота, искусство, жизнь в чужой стране. Но, благодаря автору, читать о них в сто первый раз вовсе не скучно: она весело описывает своё удивление во французском магазине сыров, легко ввязывается в извечный спор о том, что лучше – кино или книги, категорично заявляет, что «если Италии нет – о вкусах спорят».
Стоит ли читать книгу? Безусловно. Хороший и богатый язык, который не портит даже грубовато-экспрессивная лексика, интересные мысли автора, ирония и самоирония не позволяют оторвать взгляд от страниц. Стоит ли читать её выборочно? Решение, конечно, за вами. Однако в данном случае такой подход – всё равно что смотреть на фрагменты паззла, а не на собранную из них картину.
Ирина Обухова