Вечерняя трапеза в дорогом и модном ресторане, встреча двух братьев с жёнами, обычный обмен любезностями, колкостями и пустыми фразами. Но кто мог предположить, что концовка романа Германа Коха «Ужин» выйдет столь непредсказуемой и даже страшной?
Уже в начале повествования автор настраивает читателя на одну историю, на первый взгляд, банальную: две семейные пары собрались, чтобы обсудить некий важный вопрос, однако потом этот незатейливый сюжет сменяется противоположным, полным интриг, резких переходов и недомолвок. Кох вводит их постепенно, удерживая внимание читателя и побуждая его к размышлениям. Что за шокирующее видео главный герой Паул увидел в телефоне своего сына? Почему жена его брата, успешного политика Сержа Ломана, плакала по дороге в ресторан? Кто разместил на Youtube жестокий видеоролик «Люди в чёрном –3»? Ответы станут известны лишь к концу романа.
Повествование ведётся от лица Паула, человека искреннего, точно подмечающего окружающую обстановку и чувства других. Он любит свою жену Клэр и ценит жизнь, хотя из-за болезни страдает припадками гнева.
Клэр во многом похожа на мужа, но он признаёт, что её ум и способность чувствовать гораздо лучше, нежели у него.
Несмотря на то, что в «Ужине» нет строго положительных и отрицательных героев, противопоставление семей двух братьев заметно с самого начала.
Если Паул и Клэр признают свои недостатки и слабости, то Серж и Бабетта Ломан всячески пытаются создать образ идеальной семьи, который будет работать на благо репутации политика, и даже усыновляют подростка из Буркина-Фасо. Так в романе проскальзывает один из актуальных сегодня вопросов: сможет ли человек одной культуры вписаться в другую? Хотя мы никогда не узнаем точку зрения этого подростка на происходящее да и его образ создан из воспоминаний и впечатлений остальных героев, роль мальчика Бо в сюжете и предопределении финала больше, чем кажется.
Даже для решения семейного вопроса они выбирают пафосный ресторан с неоправданными ценами, где посетители глазеют на знаменитого Сержа Ломана, и встреча родственников превращается в очередной «выход в народ».
Пусть разница в общественном положении и образе жизни семей велика, Паул не осуждает брата, но не понимает его постоянной игры на публику в любых ситуациях и желания покрасоваться.
В «Ужине» поднимается одна из вечных проблем – взаимоотношения родителей и детей. Как вести себя с ребёнком, не опускаясь до панибратства, но в то же время не контролируя каждый его шаг? К нему Паул обращается не раз, но ответ приходит сам собой в последних строках. Герой обеспокоен, что 16-летний сын Мишел постепенно отдаляется от него. На протяжении вечера отцу с сыном предстоит пройти через недоверие и непонимание к сплочению, и автор показывает трудность этого пути.
Невзирая на кажущуюся «локальность» романа, место действия отнюдь не ограничивается рестораном. Главный герой то и дело углубляется в воспоминания, и картины прошлого позволяют читателю лучше понять характеры остальных участников повествования и мотивы их поступков.
Можно сказать, что помимо обычного списка ресторанных блюд в произведении Германа Коха есть иное меню, состоящее из чувств, испытываемых героями: недовольство и обида сменяются откровенностью и нежностью, безысходность и апатия – решительностью и готовностью пойти на жертвы. Какие-то из перемен настроения читатель может предугадать, иные же внезапны.
Концовка романа неожиданная и шокирующая, трудно представить, как герои, до этого почти не предпринимавшие активных действий, решаются воплотить спорное утверждение: «Чтобы спасти дорогого тебе человека, нужно чем-то пожертвовать».
«Ужин» - одна из тех книг, смысл которой открывается постепенно, поэтому пусть вас не пугает развёрнутое описание блюд или обмен стандартными фразами.
Ирина Обухова
Уже в начале повествования автор настраивает читателя на одну историю, на первый взгляд, банальную: две семейные пары собрались, чтобы обсудить некий важный вопрос, однако потом этот незатейливый сюжет сменяется противоположным, полным интриг, резких переходов и недомолвок. Кох вводит их постепенно, удерживая внимание читателя и побуждая его к размышлениям. Что за шокирующее видео главный герой Паул увидел в телефоне своего сына? Почему жена его брата, успешного политика Сержа Ломана, плакала по дороге в ресторан? Кто разместил на Youtube жестокий видеоролик «Люди в чёрном –3»? Ответы станут известны лишь к концу романа.
Повествование ведётся от лица Паула, человека искреннего, точно подмечающего окружающую обстановку и чувства других. Он любит свою жену Клэр и ценит жизнь, хотя из-за болезни страдает припадками гнева.
Клэр во многом похожа на мужа, но он признаёт, что её ум и способность чувствовать гораздо лучше, нежели у него.
Несмотря на то, что в «Ужине» нет строго положительных и отрицательных героев, противопоставление семей двух братьев заметно с самого начала.
Если Паул и Клэр признают свои недостатки и слабости, то Серж и Бабетта Ломан всячески пытаются создать образ идеальной семьи, который будет работать на благо репутации политика, и даже усыновляют подростка из Буркина-Фасо. Так в романе проскальзывает один из актуальных сегодня вопросов: сможет ли человек одной культуры вписаться в другую? Хотя мы никогда не узнаем точку зрения этого подростка на происходящее да и его образ создан из воспоминаний и впечатлений остальных героев, роль мальчика Бо в сюжете и предопределении финала больше, чем кажется.
Даже для решения семейного вопроса они выбирают пафосный ресторан с неоправданными ценами, где посетители глазеют на знаменитого Сержа Ломана, и встреча родственников превращается в очередной «выход в народ».
Пусть разница в общественном положении и образе жизни семей велика, Паул не осуждает брата, но не понимает его постоянной игры на публику в любых ситуациях и желания покрасоваться.
В «Ужине» поднимается одна из вечных проблем – взаимоотношения родителей и детей. Как вести себя с ребёнком, не опускаясь до панибратства, но в то же время не контролируя каждый его шаг? К нему Паул обращается не раз, но ответ приходит сам собой в последних строках. Герой обеспокоен, что 16-летний сын Мишел постепенно отдаляется от него. На протяжении вечера отцу с сыном предстоит пройти через недоверие и непонимание к сплочению, и автор показывает трудность этого пути.
Невзирая на кажущуюся «локальность» романа, место действия отнюдь не ограничивается рестораном. Главный герой то и дело углубляется в воспоминания, и картины прошлого позволяют читателю лучше понять характеры остальных участников повествования и мотивы их поступков.
Можно сказать, что помимо обычного списка ресторанных блюд в произведении Германа Коха есть иное меню, состоящее из чувств, испытываемых героями: недовольство и обида сменяются откровенностью и нежностью, безысходность и апатия – решительностью и готовностью пойти на жертвы. Какие-то из перемен настроения читатель может предугадать, иные же внезапны.
Концовка романа неожиданная и шокирующая, трудно представить, как герои, до этого почти не предпринимавшие активных действий, решаются воплотить спорное утверждение: «Чтобы спасти дорогого тебе человека, нужно чем-то пожертвовать».
«Ужин» - одна из тех книг, смысл которой открывается постепенно, поэтому пусть вас не пугает развёрнутое описание блюд или обмен стандартными фразами.
Ирина Обухова