Следующее утро выдалось таким же солнечным и приветливым, однако это не помешало ему преподнести неприятный сюрприз: запланированную поездку на Анзер перенесли на неопределённое время. Виной всему оказался порывистый прохладный морской ветер, заставивший многих облачиться в ветровки или штормовки. Он хозяйничал и в глубине острова, устраивая на дорогах настоящие песчаные и пыльные бури.
Но погода на Соловках летом способна перемениться за час, поэтому никто особо не унывал. К середине дня стало известно: отправляемся на Большой Заяцкий остров.
Вездесущий ветер чуточку сменил гнев на милость лишь тогда, когда мы поднимались на борт катера «Святитель Филипп». Путь от причала напротив монастыря до Большого Заяцкого острова составляет 45 минут, и за это время море решило преподать нам урок на тему: «Как сохранить хорошее настроение во время качки».
Несмотря на волнение, Белое море оставалось всё таким же красивым. Вода сверкала под лучами солнца, и трудно было поверить, что перед тобой одно из самых грозных северных морей. Но хотя вода от света казалась хрустальной, и волны были не особо высокими, проницательных морских обитателей это не обмануло. Ни одна чайка не качалась на волнах, предпочитая кружиться в небе, и даже любопытные белухи, любящие сопровождать идущие на острова суда, предпочли уйти подальше.
Большой Заяцкий по сравнению с другими островами Соловецкого архипелага вряд ли может похвастаться большой протяжённостью – всего-то 2 километра. Однако он длиннее расположенного неподалёку Малого Заяцкого на 500 метров. В отношении туристической популярности его младшему брату повезло гораздо меньше: экскурсий там не бывает, поскольку строгая заповедная зона, да и смотреть на нём по сути нечего.
Природа здесь поражает: если на главном острове архипелага преимущественно тайга, то на Большом Заяцком господствует тундра, а значит, ни одного высокого дерева вы там не увидите. Полувековая рябина, похожая на небольшой кустарник, смотрится гигантом на фоне пригибающейся к земле шикши и ютящейся в траве брусники вперемешку с толокнянкой, а также обязательного дёрена шведского. Вообще, растительность на острове довольно однообразна, но именно её трансформация под влиянием природных особенностей привлекает внимание.
У многих прибывших на остров возникает вопрос о наличии зайцев, ведь они фигурируют в названии. К сожалению, длинноухие облюбовали Малый Заяцкий, видимо из-за отсутствия суеты.
На мой взгляд, остров следовало бы назвать Травяным или Каменным: и первого, и второго там в избытке.
Раньше на острове располагался один из монастырских скитов, теперь же осталась деревянная церквушка Андрея Первозванного. Зимой её активно посещают паломники, приходящие на лыжах по замёрзшей части Белого моря.
Достаточно прошагать от церкви метров 10 по специальному деревянному настилу – и перед глазами предстанет уникальная и загадочная достопримечательность Большого Заяцкого – каменные лабиринты.
Признаюсь, когда я увидела это чудо впервые, то чуть не прошла мимо. Нужно смотреть внимательно, чтобы заметить бесчисленные травяные спирали в
обрамлении камней. За время прогулки туристы и паломники могут увидеть малый средний и большой лабиринты, а на самом деле число подобных сооружений на острове отнюдь не ограничивается тремя.
Их назначение до сих пор точно неизвестно, даже раскопки лабиринтов ничего не дали. Установили лишь примерное время создания – 3-2 тысячелетие до н.э.
Версий о функциях лабиринтов выдвигалось несколько. Это могли быть ловушки для рыбы – в тот период, когда Соловки ещё не поднялись так сильно из воды, рыба могла заплыть в ходы лабиринта и остаться там. Но такой вариант кажется маловероятным из-за того, что потенциальные ловушки далеко от моря и чересчур узки.
Второе предположение – лабиринты выступали как места проведения древних ритуалов и инициации.
Рядом с ним стоит версия об использовании загадочных сооружений в качестве кладбищ, специально запутанных таким образом, чтобы духи умерших не могли найти путь в наш мир.
По мнению учёных, подобные кладбища носят символический характер, поскольку во время раскопок находки костей или предметов, обычных для языческих захоронений, были единичными, поэтому предполагают, что они могут быть посвящены погибшим в море.
Одна из интереснейших трактовок – православная, отсылающая нас к иконе «Лабиринт духовный». Согласно ей, входы в большой лабиринт (их 7) символизируют греховный путь, а два выхода – дорогу в Царствие Небесное.
Скитские монахи относились к этому языческому наследию с опаской, но разрушать лабиринты не стали, однако на острове было установлено около 500 поклонных крестов, почти все их них утрачены ещё в лагерные времена. В числе сохранившихся – задернованный крест, который поначалу трудно разглядеть в траве.
В любом случае, лабиринты хороши сами по себе. Земляные завитки покрыты брусникой и шикшей, а дорожки между ними не зарастают. Если летом они ярко-зелёные, то осенью травы и кустарники краснеют, и те, кому посчастливилось в это время побывать на Большом Заяцком, могут сделать поистине уникальные фотографии.
Обратную дорогу мы провели на палубе катера, подбадриваемые крикливым чаячьим эскортом. Между тем, ветер стих. Значит, Анзеру – быть! Продолжение следует.
Ирина Обухова
Фотогалерея автора
Но погода на Соловках летом способна перемениться за час, поэтому никто особо не унывал. К середине дня стало известно: отправляемся на Большой Заяцкий остров.
Вездесущий ветер чуточку сменил гнев на милость лишь тогда, когда мы поднимались на борт катера «Святитель Филипп». Путь от причала напротив монастыря до Большого Заяцкого острова составляет 45 минут, и за это время море решило преподать нам урок на тему: «Как сохранить хорошее настроение во время качки».
Несмотря на волнение, Белое море оставалось всё таким же красивым. Вода сверкала под лучами солнца, и трудно было поверить, что перед тобой одно из самых грозных северных морей. Но хотя вода от света казалась хрустальной, и волны были не особо высокими, проницательных морских обитателей это не обмануло. Ни одна чайка не качалась на волнах, предпочитая кружиться в небе, и даже любопытные белухи, любящие сопровождать идущие на острова суда, предпочли уйти подальше.
Большой Заяцкий по сравнению с другими островами Соловецкого архипелага вряд ли может похвастаться большой протяжённостью – всего-то 2 километра. Однако он длиннее расположенного неподалёку Малого Заяцкого на 500 метров. В отношении туристической популярности его младшему брату повезло гораздо меньше: экскурсий там не бывает, поскольку строгая заповедная зона, да и смотреть на нём по сути нечего.
Природа здесь поражает: если на главном острове архипелага преимущественно тайга, то на Большом Заяцком господствует тундра, а значит, ни одного высокого дерева вы там не увидите. Полувековая рябина, похожая на небольшой кустарник, смотрится гигантом на фоне пригибающейся к земле шикши и ютящейся в траве брусники вперемешку с толокнянкой, а также обязательного дёрена шведского. Вообще, растительность на острове довольно однообразна, но именно её трансформация под влиянием природных особенностей привлекает внимание.
У многих прибывших на остров возникает вопрос о наличии зайцев, ведь они фигурируют в названии. К сожалению, длинноухие облюбовали Малый Заяцкий, видимо из-за отсутствия суеты.
На мой взгляд, остров следовало бы назвать Травяным или Каменным: и первого, и второго там в избытке.
Раньше на острове располагался один из монастырских скитов, теперь же осталась деревянная церквушка Андрея Первозванного. Зимой её активно посещают паломники, приходящие на лыжах по замёрзшей части Белого моря.
Достаточно прошагать от церкви метров 10 по специальному деревянному настилу – и перед глазами предстанет уникальная и загадочная достопримечательность Большого Заяцкого – каменные лабиринты.
Признаюсь, когда я увидела это чудо впервые, то чуть не прошла мимо. Нужно смотреть внимательно, чтобы заметить бесчисленные травяные спирали в
обрамлении камней. За время прогулки туристы и паломники могут увидеть малый средний и большой лабиринты, а на самом деле число подобных сооружений на острове отнюдь не ограничивается тремя.
Их назначение до сих пор точно неизвестно, даже раскопки лабиринтов ничего не дали. Установили лишь примерное время создания – 3-2 тысячелетие до н.э.
Версий о функциях лабиринтов выдвигалось несколько. Это могли быть ловушки для рыбы – в тот период, когда Соловки ещё не поднялись так сильно из воды, рыба могла заплыть в ходы лабиринта и остаться там. Но такой вариант кажется маловероятным из-за того, что потенциальные ловушки далеко от моря и чересчур узки.
Второе предположение – лабиринты выступали как места проведения древних ритуалов и инициации.
Рядом с ним стоит версия об использовании загадочных сооружений в качестве кладбищ, специально запутанных таким образом, чтобы духи умерших не могли найти путь в наш мир.
По мнению учёных, подобные кладбища носят символический характер, поскольку во время раскопок находки костей или предметов, обычных для языческих захоронений, были единичными, поэтому предполагают, что они могут быть посвящены погибшим в море.
Одна из интереснейших трактовок – православная, отсылающая нас к иконе «Лабиринт духовный». Согласно ей, входы в большой лабиринт (их 7) символизируют греховный путь, а два выхода – дорогу в Царствие Небесное.
Скитские монахи относились к этому языческому наследию с опаской, но разрушать лабиринты не стали, однако на острове было установлено около 500 поклонных крестов, почти все их них утрачены ещё в лагерные времена. В числе сохранившихся – задернованный крест, который поначалу трудно разглядеть в траве.
В любом случае, лабиринты хороши сами по себе. Земляные завитки покрыты брусникой и шикшей, а дорожки между ними не зарастают. Если летом они ярко-зелёные, то осенью травы и кустарники краснеют, и те, кому посчастливилось в это время побывать на Большом Заяцком, могут сделать поистине уникальные фотографии.
Обратную дорогу мы провели на палубе катера, подбадриваемые крикливым чаячьим эскортом. Между тем, ветер стих. Значит, Анзеру – быть! Продолжение следует.
Ирина Обухова
Фотогалерея автора