29 августа 2018 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошла первая в сезоне 2018/19 премьера. На суд зрителей был вынесен истинный шедевр – опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» (либретто Е.Ф.Розена, эпилог В.А.Жуковского). Масштабное, эпическое, грандиозное во всех смыслах сочинение прозвучало в концертном исполнении.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Алексей Вэйро.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
В ролях:
Иван Сусанин, крестьянин села Домнино – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас);
Антонида, его дочь – Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Ваня, приемный сын Сусанина – Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Польский гонец – Александр Попов (баритон);
Начальник польского отряда – Андрей Фетисов (бас);
Русский воин – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Соло в хоре – Владимир Федоткин (тенор);
Крестьяне и крестьянки, ополченцы, дамы и кавалеры польского двора, рыцари – артисты хора.
Соло в оркестре:
Сергей Гречаников (лауреат Международного конкурса, флейта);
Антон Бальцевич (гобой);
Андрей Сухарев (кларнет).
Идея создания грандиозного сочинения, основанного на великих событиях русской истории, посетила М.И.Глинку во время обучения в Италии. Под влиянием богатейшей национальной оперной традиции этой страны молодой композитор делал черновые наброски арий, разрабатывал общий план музыкальной драматургии. Все это происходило в 1832 году. Позднее, вернувшись на родину, он получил предложение от В.А.Жуковского обратиться к истории о том, как простой русский крестьянин спас жизнь едва вступившему на престол царю Михаилу Федоровичу (основоположнику династии Романовых), пожертвовав для этого собственной.
Знаменитый поэт стал одним из соавторов оперы. Из-за огромной занятости он не имел возможности целиком и полностью написать либретто. Это сделал рекомендованный тогдашним императором Николаем I барон Е.Ф.Розен. Перу В.А.Жуковского принадлежит финальный эпизод – мощный, торжественный, светлый, скорбно-героический эпилог.
Обучение композитора в Италии наложило свой отпечаток на музыкальный язык его сочинения. Здесь ощущается влияние не только национальных русских традиций, но и стиля современных Глинке мастеров бельканто. Речь идет, в том числе, о Дж.Россини.
Опера «Жизнь за царя» увидела свет в 1836 году. Впервые она прозвучала со сцены петербургского Большого (Каменного) театра.
«Новая Опера» предложила зрителям концертную версию шедевра М.И.Глинки. Несмотря на отсутствие активного действия, масштабных декораций и костюмов, отражающих национальный колорит русских и поляков, у меня сложилось ощущение присутствия на спектакле. Великолепный музыкально-драматический материал в исполнении истинных виртуозов – солистов, хора и симфонического оркестра театра под управлением маэстро Андрея Лебедева произвел сильнейшее впечатление. Очень интересно слушать произведение, рожденное на стыке, точнее, при гармоничном переплетении оперных традиций России и Италии.
В «Жизни за царя» представлено два исторически непримиримых противника – Россия и Польша. Первые «разговаривают» со зрителем языком пения, вторые рассказывают о себе при помощи выразительных средств танца (естественно, во время «польского» акта никакого действия не было, только звучала музыка).
Мелодическая палитра оперы интересна и разнообразна. Нежные, чарующие звуки струнных инструментов как нельзя лучше передают страдания томящейся души. В медных духовых заключены образы воинственности, ярости, героизма и торжества. Ударные наполняют атмосферу чувством скорби, томительного ожидания и эмоционального напряжения. Колокольный звон в эпилоге – воплощение безграничной силы русского народа, каждого отдельного его представителя. Это – гимн, прославляющий победителей, светлый, укрепляющий веру и вселяющий надежду.
«Жизнь за царя» - опера, не изобилующая огромным количеством персонажей. Каждый герой – яркая индивидуальность, человек со сложным характером и непростой судьбой. В исполнении солистов театра действующие лица обретают сильный, выразительный характер. Музыкальное обрамление делает картину выверенной, гармонически простроенной и логически завершенной.
Титульный персонаж в исполнении Евгения Ставинского напомнил мне доблестного, отважного героя средневекового эпоса. Глубокий, задумчивый, немногословный, этот человек не привык открыто выражать свои чувства и эмоции. Все переживания живут внутри его широкой души и доброго сердца. Статный, красивый человек с выразительным, завораживающим голосом и глазами, вызывающими доверие, хладнокровно отправляется в свой последний поход. Среди его попутчиков – одни лишь враги. Что происходит в это время в его голове, мы узнаем, пока звучит потрясающая сольная ария. В последние минуты жизни герой думает о своих детях – Антониде, которая обручилась со своим женихом Богданом Собининым, и Ване, приемном сыне, опять становящемуся круглым сиротой. А врагов герой не боится, наоборот, смело смотрит им в глаза прямым взглядом и объясняет, почему сбился с пути.
От иллюзорно легких, нежных, а на самом деле сложнейших колоратурных пассажей Антониды в исполнении Ирины Боженко просто дух захватывает! Восхищаясь красотой и трогательной хрупкостью хрустального» голоса юной девушки, невозможно не удивиться той силе, какая в нем заложена. Серебристые трели напоминают и задушевные русские песни, и классические оперные арии бельканто.
Алексей Татаринцев наполнил образ Богдана Собинина светом лирического героя и драматической мощью воина-героя. Он смел, храбр и отважен, ради счастья родных готов пойти на все. Солнечный голос ласков, излучает тепло и нежность во время свидания с невестой. Готовясь пойти на врага, персонаж преображается: теперь он звучит сильно, мощно, агрессивно. Глаза мечут громовые молнии, осанка выражает решимость и непоколебимую уверенность в победе над жестоким врагом.
По-детски искренним и по-юношески бойким получился Ваня в исполнении Юлии Меннибаевой. Очень интересно сочетание печальных медленных распевок в задушевной песне и той невероятной героической отваги, с которой герой отправляется исполнить последнюю волю приемного отца и помочь спасти царя. Теплый, пряный, густой голос наполняет образ травести яркими, насыщенными красками.
Михаил Первушин исполнил партию русского воина. Этот персонаж – воплощение торжественности. Кажется, что он прямо сейчас запоет гимн. Мощный, раскатистый голос и царственный вид многократно увеличивают такое ощущение.
Александр Попов и Андрей Фетисов предстали в образах поляков – непримиримых врагов Руси в общем и царя в частности. Коварные заговорщики, они затевают очередной поход в стан неприятеля.
«Жизнь за царя» - опера, где особую, важнейшую роль играет хор. Здесь занято 94 человека, они попеременно выходят на сцену то как поляки, то как русские, то как дворяне, то как крестьяне. Стройная, мощная, красивая полифония – символ той самой невероятной силы, какая живет внутри нашего народа, вынужденного на протяжении практически всей своей истории отбиваться от очередных нашествий агрессоров.
В хоре тоже есть солист – Владимир Федоткин. Это его голос начинает спектакль. Кажется, он звучит из нескольких точек сценического пространства, и в нем сосредоточены сила и отвага русского народа. Первый номер оперы (следом за увертюрой) – перекличка солирующего тенора с мужским хором. В партии женского хора самым замечательным моментом мне представляется сцена девичника Антониды.
Концертное исполнение оперы – замечательное явление, ведь каждый зритель может представить себе, как бы все выглядело, если бы это был полноценный спектакль. Разумеется, вариантов тогда будет очень много – соответственно количеству занятых мест в зале. Но мне интересно не только фантазировать, но и созерцать результаты творчества постановочной команды. Хочется пожелать театру представить потрясающее, грандиозное, масштабное во всех смыслах произведение в сценической форме. А пока… «Славься, славься, русский народ!» (В.А.Жуковский).
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Алексей Вэйро.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
В ролях:
Иван Сусанин, крестьянин села Домнино – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас);
Антонида, его дочь – Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Ваня, приемный сын Сусанина – Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Польский гонец – Александр Попов (баритон);
Начальник польского отряда – Андрей Фетисов (бас);
Русский воин – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Соло в хоре – Владимир Федоткин (тенор);
Крестьяне и крестьянки, ополченцы, дамы и кавалеры польского двора, рыцари – артисты хора.
Соло в оркестре:
Сергей Гречаников (лауреат Международного конкурса, флейта);
Антон Бальцевич (гобой);
Андрей Сухарев (кларнет).
Идея создания грандиозного сочинения, основанного на великих событиях русской истории, посетила М.И.Глинку во время обучения в Италии. Под влиянием богатейшей национальной оперной традиции этой страны молодой композитор делал черновые наброски арий, разрабатывал общий план музыкальной драматургии. Все это происходило в 1832 году. Позднее, вернувшись на родину, он получил предложение от В.А.Жуковского обратиться к истории о том, как простой русский крестьянин спас жизнь едва вступившему на престол царю Михаилу Федоровичу (основоположнику династии Романовых), пожертвовав для этого собственной.
Знаменитый поэт стал одним из соавторов оперы. Из-за огромной занятости он не имел возможности целиком и полностью написать либретто. Это сделал рекомендованный тогдашним императором Николаем I барон Е.Ф.Розен. Перу В.А.Жуковского принадлежит финальный эпизод – мощный, торжественный, светлый, скорбно-героический эпилог.
Обучение композитора в Италии наложило свой отпечаток на музыкальный язык его сочинения. Здесь ощущается влияние не только национальных русских традиций, но и стиля современных Глинке мастеров бельканто. Речь идет, в том числе, о Дж.Россини.
Опера «Жизнь за царя» увидела свет в 1836 году. Впервые она прозвучала со сцены петербургского Большого (Каменного) театра.
«Новая Опера» предложила зрителям концертную версию шедевра М.И.Глинки. Несмотря на отсутствие активного действия, масштабных декораций и костюмов, отражающих национальный колорит русских и поляков, у меня сложилось ощущение присутствия на спектакле. Великолепный музыкально-драматический материал в исполнении истинных виртуозов – солистов, хора и симфонического оркестра театра под управлением маэстро Андрея Лебедева произвел сильнейшее впечатление. Очень интересно слушать произведение, рожденное на стыке, точнее, при гармоничном переплетении оперных традиций России и Италии.
В «Жизни за царя» представлено два исторически непримиримых противника – Россия и Польша. Первые «разговаривают» со зрителем языком пения, вторые рассказывают о себе при помощи выразительных средств танца (естественно, во время «польского» акта никакого действия не было, только звучала музыка).
Мелодическая палитра оперы интересна и разнообразна. Нежные, чарующие звуки струнных инструментов как нельзя лучше передают страдания томящейся души. В медных духовых заключены образы воинственности, ярости, героизма и торжества. Ударные наполняют атмосферу чувством скорби, томительного ожидания и эмоционального напряжения. Колокольный звон в эпилоге – воплощение безграничной силы русского народа, каждого отдельного его представителя. Это – гимн, прославляющий победителей, светлый, укрепляющий веру и вселяющий надежду.
«Жизнь за царя» - опера, не изобилующая огромным количеством персонажей. Каждый герой – яркая индивидуальность, человек со сложным характером и непростой судьбой. В исполнении солистов театра действующие лица обретают сильный, выразительный характер. Музыкальное обрамление делает картину выверенной, гармонически простроенной и логически завершенной.
Титульный персонаж в исполнении Евгения Ставинского напомнил мне доблестного, отважного героя средневекового эпоса. Глубокий, задумчивый, немногословный, этот человек не привык открыто выражать свои чувства и эмоции. Все переживания живут внутри его широкой души и доброго сердца. Статный, красивый человек с выразительным, завораживающим голосом и глазами, вызывающими доверие, хладнокровно отправляется в свой последний поход. Среди его попутчиков – одни лишь враги. Что происходит в это время в его голове, мы узнаем, пока звучит потрясающая сольная ария. В последние минуты жизни герой думает о своих детях – Антониде, которая обручилась со своим женихом Богданом Собининым, и Ване, приемном сыне, опять становящемуся круглым сиротой. А врагов герой не боится, наоборот, смело смотрит им в глаза прямым взглядом и объясняет, почему сбился с пути.
От иллюзорно легких, нежных, а на самом деле сложнейших колоратурных пассажей Антониды в исполнении Ирины Боженко просто дух захватывает! Восхищаясь красотой и трогательной хрупкостью хрустального» голоса юной девушки, невозможно не удивиться той силе, какая в нем заложена. Серебристые трели напоминают и задушевные русские песни, и классические оперные арии бельканто.
Алексей Татаринцев наполнил образ Богдана Собинина светом лирического героя и драматической мощью воина-героя. Он смел, храбр и отважен, ради счастья родных готов пойти на все. Солнечный голос ласков, излучает тепло и нежность во время свидания с невестой. Готовясь пойти на врага, персонаж преображается: теперь он звучит сильно, мощно, агрессивно. Глаза мечут громовые молнии, осанка выражает решимость и непоколебимую уверенность в победе над жестоким врагом.
По-детски искренним и по-юношески бойким получился Ваня в исполнении Юлии Меннибаевой. Очень интересно сочетание печальных медленных распевок в задушевной песне и той невероятной героической отваги, с которой герой отправляется исполнить последнюю волю приемного отца и помочь спасти царя. Теплый, пряный, густой голос наполняет образ травести яркими, насыщенными красками.
Михаил Первушин исполнил партию русского воина. Этот персонаж – воплощение торжественности. Кажется, что он прямо сейчас запоет гимн. Мощный, раскатистый голос и царственный вид многократно увеличивают такое ощущение.
Александр Попов и Андрей Фетисов предстали в образах поляков – непримиримых врагов Руси в общем и царя в частности. Коварные заговорщики, они затевают очередной поход в стан неприятеля.
«Жизнь за царя» - опера, где особую, важнейшую роль играет хор. Здесь занято 94 человека, они попеременно выходят на сцену то как поляки, то как русские, то как дворяне, то как крестьяне. Стройная, мощная, красивая полифония – символ той самой невероятной силы, какая живет внутри нашего народа, вынужденного на протяжении практически всей своей истории отбиваться от очередных нашествий агрессоров.
В хоре тоже есть солист – Владимир Федоткин. Это его голос начинает спектакль. Кажется, он звучит из нескольких точек сценического пространства, и в нем сосредоточены сила и отвага русского народа. Первый номер оперы (следом за увертюрой) – перекличка солирующего тенора с мужским хором. В партии женского хора самым замечательным моментом мне представляется сцена девичника Антониды.
Концертное исполнение оперы – замечательное явление, ведь каждый зритель может представить себе, как бы все выглядело, если бы это был полноценный спектакль. Разумеется, вариантов тогда будет очень много – соответственно количеству занятых мест в зале. Но мне интересно не только фантазировать, но и созерцать результаты творчества постановочной команды. Хочется пожелать театру представить потрясающее, грандиозное, масштабное во всех смыслах произведение в сценической форме. А пока… «Славься, славься, русский народ!» (В.А.Жуковский).
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц