интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Бедность и талант, красота и любовь, или Два дня в гостях у парижской "Богемы"

 
 
 

Бедность и талант, красота и любовь, или Два дня в гостях у парижской "Богемы"

Автор: Ольга Пурчинская от 28-09-2017, 06:28, посмотрело: 1774

Парижская богема… Манящий, завораживающий мир, где живут талантливые творческие люди – художники, поэты, музыканты, писатели, философы и так далее. Эти люди обитают в мансардах, главным образом в районе Монмартр. Молодые, увлеченные, влюбленные, они регулярно общаются со своими прекрасными музами, после чего создают подлинные шедевры (к сожалению, признание современников их работы получали крайне редко, зато много позже богатые коллекционеры начинают азартную охоту за сочинениями выдающихся творцов).

Материальное положение людей, ведущих богемный образ жизни, нельзя назвать стабильным. Бывают промежутки времени – довольно редкие, - когда молодые таланты живут в достатке, в тепле и уюте, обедают в самых лучших кафе и ресторанах города, одеваются с учетом всех остроактуальных модных веяний. Гораздо чаще дела у них обстоят совсем иначе: как правило, нет денег на оплату жилья, артисты находятся в холодных помещениях, тепло, еда и вино превращаются в предметы недоступной роскоши. Как результат – тяжкие недуги, порой приводящие к ранней смерти.

У французского писателя и поэта XIX века А.Мюрже есть увлекательное произведение – роман «Сцены из жизни богемы». Эта книга состоит из разных эпизодов – грустных и веселых, бытовых и фантастических, будничных и праздничных. Каждая сцена описана настолько ярким, живым языком, что читатель может без труда представить себе, как нечто аналогичное происходило бы с ним и его друзьями.

Роман А.Мюрже стал литературной основой оперы Дж.Пуччини «Богема» (либретто Дж.Джакозы и Л.Иллики). Музыкальный материал поистине завораживающий. Здесь есть все, чем живут творческие люди – любовь и дружба, радости и печали, смех и слезы, нежность и лирика, вдохновение и поиски, праздники и будни, блеск и нищета, и многое другое. В чудесных мелодиях заключены образы горячего, страстного чувства и тонкой, угасающей души, полного доверия и выжигающей ревности, искренней привязанности и преданности.

Может ли время изменить хоть что-нибудь в жизни творческой интеллигенции? Есть ли обстоятельства, способные повлиять на мировоззрение талантливейших писателей, поэтов, художников, музыкантов и философов? На эти вопросы попытался ответить Георгий Исаакян (Заслуженный деятель искусств России), представивший оригинальную постановку «Богемы» Дж.Пуччини на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Дирижер-постановщик – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Сценография и костюмы – Хартмут Шоргхофер. Художник по свету – Сергей Скорнецкий. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России), Юлия Сенюкова. Премьера состоялась 4 декабря 2015 года.

Оригинальное постановочное решение Георгия Исаакяна «растягивает» действие оперы во времени: первое и второе действие разделяет промежуток в один год, между вторым и третьим актом проходит тридцать лет. Меняет ли столь долгий срок что-нибудь в головах героев? Нет! Безусловно, внешне они выглядят куда старше, но внутри себя они остаются все теми молодцами, любящими своих прекрасных барышень, отчаянно ищущими вдохновение и пытающимися заработать хотя бы немного денег, чтобы хватило на оплату жилья, дрова и еду.

Интересно и визуальное решение спектакля. Стена мансарды (в центре которой – огромные часы) из-за длительного отсутствия тепла покрылась внушительным слоем плесени. Печальная картина условий жизни главных героев сменяется настоящим буйством красок – украшенным к Рождеству Латинским кварталом, полным нарядно одетой толпой, стремящейся в последний момент купить подарки, украшения и сладости к празднику, а также немного подкрепиться в легендарном кафе «Момюс».
Следующая сцена происходит в небольшом баре. Дизайн заведения впечатляет свежестью и оригинальностью творческой мысли. Наконец, в финале спектакля мы вновь оказываемся в мансарде – месте жительства четырех друзей – поэта Рудольфа, художника Марселя, музыканта Шонара и философа Коллена. Но узнать ее практически невозможно: вместо плотного слоя плесени – белая стена, очень похожая на одну из тех галерей, где проходят выставки современного, глубоко «концептуального» искусства.
Костюмы и прически героев меняются с каждым новым путешествием во времени. Неизменной, юной, свежей и прекрасной, как греза, до самого конца останется лишь главная героиня, белошвейка Мими.

Еще одно оригинальное решение – введение двойника Мими. Как известно, уже в момент своего первого появления на сцене она находится во власти тяжкого недуга. Душа ее как бы живет отдельно от тела, может заглянуть даже туда, куда не может проникнуть человек.
Душа Мими иногда покидает ее тело и как бы наблюдает за происходящим со стороны. Тем не менее, она находится среди людей, на земле, может улыбаться, мыслить и чувствовать, как все.

«Сцены из жизни богемы», положенные на музыку, приобретают глубину, красоту, ни с чем не сравнимую легкость, грацию и обаяние. Лирические эпизоды сменяются комическими, веселые – грустными, драматические – трагическими. В опере Дж.Пуччини картины сменяются также, как в жизни. Как и герои произведения, реальные люди никогда не могут знать наверняка, что именно оживает их за очередным «поворотом».

«Богема» - очень личное, глубоко интимное произведение. Каждый артист вкладывает в спектакль частичку своей души, нечто, дорогое и понятное каждому зрителю, сидящему в зале. Именно поэтому мне захотелось увидеть спектакль «блоком», два раза подряд, с различными составами исполнителей. 25 и 26 сентября 2017 года в «Новой Опере» случилось два совершенно разных представления одного и того же произведения.

Бедность и талант, красота и любовь, или Два дня в гостях у парижской "Богемы"25 сентября:
Дирижер – Андрей Лебедев.
В ролях:
Мими, белошвейкаИрина Байкова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Рудольф, поэтХачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Марсель, художникАндрей Бреус (баритон);
Мюзетта, гризеткаИрина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Шонар, музыкантАндрей Борисенко (баритон);
Коллен, философАлексей Антонов (бас);
Бенуа, домохозяинАнатолий Григорьев (баритон);
АльциндорМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Парпиньоль, бродячий продавец игрушекАнтон Бочкарев (тенор);
Таможенные сержантыПавел Пфистер, Иван Петров, Кирилл Троицкий;
Двойник МимиОльга Мирошникова;
Продавец фруктовАндрей Стебеньков;
МальчикСавелий Бреус.

Бедность и талант, красота и любовь, или Два дня в гостях у парижской "Богемы"26 сентября:
Дирижер – Андрей Лебедев.
В ролях:
МимиМарина Нерабеева (сопрано);
РудольфАлексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
МарсельВасилий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон);
МюзеттаЕкатерина Миронычева (сопрано);
ШонарАндрей Борисенко;
КолленЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас);
БенуаАнатолий Григорьев;
АльциндорМихаил Первушин;
ПарпиньольАнтон Бочкарев;
Таможенные сержантыПавел Пфистер, Иван Петров, Кирилл Троицкий;
Двойник МимиОльга Мирошникова;
Продавец фруктовАндрей Стебеньков;
МальчикСавелий Бреус.

Одно из главных событий спектакля 25 сентября – дебют Ирины Байковой в партии Мими. Центральная героиня в ее исполнении получилась нежной и воздушной, эфемерно-прозрачной и прекрасной, как мечта. Богатый, насыщенный яркими эмоциями голос певицы рисовал «земной» образ героини. В тех эпизодах, где душа белошвейки как бы отделяется от тела, он становился более «хрустальным», «прозрачным», холодным. А эти минуты становилось ясно, что героиня находится уже не «здесь», и мы видим последние мгновения ее земной жизни.
Несмотря на плохое самочувствие, Мими сохранила женский магнетизм, изящество и кокетство. Отсюда и завораживающие «бархатные» нотки в голосе, и обворожительная улыбка.

26 сентября партию Мими исполнила Марина Нерабеева. В ее героине показалось больше «земного». В образе ощущалась безграничная сила и мощный энергетический стержень. Ее голос насыщен теплом, эмоциями, внутренним надрывом и глубоким драматизмом.

В партии поэта Рудольфа 25 сентября выступил Хачатур Бадалян. Молодой поэт в его интерпретации получился глубоким, вдумчивым, способным на самые разные чувства – от светлой, нежной любви до выжигающей, испепеляющей страсти. Невероятно богата и насыщена палитра красок голоса, которыми артист «рисует» состояние своего героя – от легкой, звонкой, «журчащей», юной радости до глубокого, «раскатистого», щемящего горя и гнетущего отчаяния.
Яркая, искрящаяся улыбка, ожидание чего-то нового и надежда на светлое, прекрасное будущее сменяются сперва тревогой, затем – паникой, невыносимой болью и – в итоге – полным крахом всех мечтаний.

На следующий день партию Рудольфа исполнил Алексей Татаринцев. Сладкоголосый поэт, трубадур, менестрель, - вот далеко не полный список ассоциаций, с которыми у меня связан герой именно в этом исполнении.
Нежный, ласковый, звонкий, солнечный голос певца рисует образ талантливой, харизматичной творческой личности, встретившейся со своей музой. К сожалению, союзу поэта и белошвейки судьба не уготовила долгую жизнь.

Художник Марсель – персонаж, через руки которого проходят все основные сюжетные линии. Андрей Бреус (25 сентября) создал образ мудрого лидера, доброго и справедливого, способного поддержать друзей, попавших в беду. Параллельно герой очень ярко, горячо и страстно переживает сложности собственной личной жизни. Потрясающая энергетика артиста и мощный голос с мягкими, вкрадчивыми нотками становятся неотъемлемыми частями личности талантливого художника и влюбленного юношу.

Не менее ярок и привлекателен Марсель Василия Ладюка (26 сентября). Этот человек буквально «фонтанирует» эмоциями. Он вспыльчивый, выходит из себя по поводу и без. При этом герой очень внимателен и неравнодушен к проблемам своих друзей. Искренность и отзывчивость не изменяют ему даже в период очередного этапа бесконечно долгой личной драмы.

На мой взгляд, одна из самых интересных, производящих сильнейшее впечатление героинь классического оперного репертуара – Мюзетта. В исполнении Ирины Боженко (25 сентября) эта роковая красавица заворожила не только многочисленных гостей кафе «Момюс», но и зрителей «Новой Оперы». Безгранично обаятельная, харизматично-взрывная, самоуверенная девушка держит под своим каблучком немало кавалеров и всегда добивается от них того, что ей необходимо в данный момент.
Совсем другой предстает она в финальном эпизоде спектакля. У героини доброе сердце, тонкая и нежная душа. Она любит и сострадает искренне, готовая отдать больной подруге самое дорогое, что у нее есть.
Артистка совершила очень плавный, эффектный переход от «грозы Латинского квартала», похожей на субретку из оперетты, к истинно лирической, возможно, даже трагической героине чудесной «интимной» оперы.

Мюзетта Екатерины Миронычевой (26 сентября) неотделима от праздничного рождественского убранства Латинского квартала – такая же яркая, искрящаяся, сверкающая. Живая, веселая кокетка лихо управляет своими многочисленными кавалерами и извлекает максимально возможную выгоду из каждой связи. Ее взрывной темперамент – серьезное испытание для многих парижан!
Она любит Марселя, но, кажется, очень быстро устает от него. Их ссоры – роскошные комические сцены, окрашивающие спектакль в насыщенные мажорные тона.

Музыкант Шонар (Андрей Борисенко) – самый удачливый обитатель мансарды. Именно он обеспечивает своим друзьям роскошный праздник Рождества. И это ничего, что заработанные деньги закончились в самый неподходящий момент, ведь главное – инициатива!
Этот герой – любитель долгих посиделок за столом. Он предпочитает пировать неспешно, наслаждаясь каждым кусочком и глотком доброго вина.

Философ Коллен – спокойный, рассудительный человек, любитель долгих содержательных бесед и продуктивных дискуссий, в которых рождается истина. Его верный «друг» и надежный «товарищ» - старое, поношенное пальто, которое, по собственному утверждению персонажа, никогда не будет принадлежать богатому и успешному человеку. Это – почти фетиш, источник радости и вдохновения. Но в момент, когда денег нет, зато есть человек, нуждающиеся в срочной помощи, герой принимает важное решение и избавляется от матерчатого «приятеля».

Алексей Антонов (25 сентября) предстал в образе аскетичного, очень подвижного, но любящего неспешные беседы за бокалом доброго вина человека.

Коллен Евгения Ставинского (26 сентября) – эталон рассудительности и спокойствия. Этот герой никуда и никогда не спешит. Он – большой любитель чтения, коллекционер редких книг, не лишенный тонкого чувства юмора.

Очень интересны и исполнители небольших партий – господина Бенуа (Анатолий Григорьев), старого хозяина мансарды, где живет творческая молодежь, человека с богатым прошлым; Альциндора (Михаил Первушин) – немолодого, но богатого кавалера Мюзетты, оплачивающего все ее желания, в том числе рождественский счет ее друзей в кафе «Момюс»; бродячего торговца игрушками Парпиньоля (Антон Бочкарев), резво пролетающего на воздушных шарах по Латинскому кварталу и завораживающего любящих всякие чудеса детей.

Праздничную атмосферу, непременно сопровождающую канун Рождества, создали артисты хора театра «Новая Опера» и хора Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве, воплотившие образы студентов, гризеток, горожан, торговцев и торговок, мальчишек, девчонок и официантов в кафе. Сцена в Латинском квартале наполнена прекрасным настроением, ожиданием чуда и предвкушением всех тех радостей, какие сулит самый любимый праздник и детям, и взрослым, и богатым, и бедным, и творческим, и деловым.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии:
25 сентября
26 сентября

Категория: Театр » Музыкальный театр