Грандиозный праздник, полный беззаботного смеха, разнообразных шуток, веселых розыгрышей с последующими разоблачениями, ненавязчивого флирта и многого другого. А самое главное – разнообразные танцы и пляски до упаду, полные изящества, экспрессии и страсти. Все это – отличительные особенности карнавалов и балов.
Такие вечера всегда дарили светским дамам и господам возможность провести прекрасный вечер, не навредив своей репутации и не поставив под угрозу собственное общественное положение, ведь в большинстве случаев гости и виновники торжеств скрывались под масками. Загадочное мерцание глаз и легкая, кокетливая полуулыбка в дурманящем полумраке огромного зала делали знакомые лица особенно привлекательными. Но вот карнавал окончен, маски сброшены, все люди вновь становятся самими собой. Повеселившись вволю, каждый персонаж возвращается к привычной жизни, так, возможно, и не проникнув в тайну очаровательной незнакомки (или незнакомца).
В XXI веке наиболее интересные балы, максимально приближенные к тем видам развлечений, какие подробно описываются в художественной литературе с историческим уклоном, чаще всего встречаются в театрах. Режиссеры и балетмейстеры при помощи грима, костюмов, реквизита, бутафории и языков музыки и пластики создают грандиозное действо, напоминающее картины, возникающие в воображении при чтении галантных романов XVIII – XIX столетий.
Свою вариацию на тему балов-маскарадов представляет зрителям московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Спектакль «Любовный напиток» (комическая опера Г.Доницетти на либретто Э.Скриба) – изысканный коктейль из искрометного юмора, веселого смеха, легкой меланхолии, обаятельного коварства, восхитительной музыки, виртуозного бельканто, изящной хореографии и яркой, живописной драматургии. Музыкальный руководитель – Эри Клас. Режиссер – Юрий Александров (Народный артист России). Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России). Свет – Вячеслав Окунев, Константин Никитин. Хормейстеры – Марина Василькова, Юлия Сенюкова. Премьера состоялась 10 марта 2007 года.
Оригинальное постановочное решение Юрия Александрова распределило действие по двум местам.
Сперва гости попадают на грандиозный бал-маскарад. Яркое красивое шоу, обилие перьев и блеска создают ощущение присутствия на сказочном празднике, где обязательно случится цепь неожиданных, веселых, волшебных событий.
Затем зрители оказываются в советском поселении, где кипит совершенно иная жизнь, вызывающая ностальгические воспоминания у зрителей, чья «сознательная жизнь» началась во времена СССР. Например, стоящая на центральной площади огромная цистерна с пивом или веселая, сытная, хмельная свадьба. Более молодые театралы видят много общего между разворачивающимися событиями и тем, что они когда-то слышали от старших родственников или видели в кино.
«Любовный напиток» в «Новой Опере» создает теплое, солнечное настроение и в холод, и в зной, и зимой, и летом. Представление каждый раз дарит массу положительных эмоций и впечатлений. Эти строки рождаются после спектакля 3 июня 2017 года.
Дирижер – Дмитрий Волосников.
В ролях: Адина, богатая девушка – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Неморино, молодой крестьянин – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор); Дулькамара, странствующий лекарь, шарлатан – Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон); Белькоре, сержант – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); Джанетта, подруга Адины – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано); медсестра – Наталья Кириллова.
События разворачиваются в двух странах и эпохах. Маски, то есть знаменитые персонажи итальянской комедии Дель Арте (комедии масок), - это пять главных героев, персонажей, двигающих сюжет в разных направлениях. Каждый из них – гротесковая личность с явно выделенными недостатками, обостренными до предела. В спектакле блистают излишне гордая, капризная Адина, слишком скромный, застенчивый Неморино, крайне предприимчивый, но осторожный Дулькамара, не лишенный признаков нарциссизма Белькоре и не брезгующая сплетнями Джанетта.
Солисты «Новой Оперы» - не только виртуозные мастера бельканто, но и блестящие драматические артисты. Синтез двух видов театрального искусства позволяет им создавать полные, гармоничные образы, мгновенно перевоплощаться и жить в предлагаемых обстоятельствах. Наблюдать за этой магией и чувствовать себя соучастником происходящего – неисчерпаемый источник радости и вдохновения для зрителя.
Адина – девушка с сильным, непростым характером. Она получила прекрасное образование, любит читать и часто рассказывает своим друзьям и соседям волшебные сказки, знаменитые легенды и невероятные истории. Героиня совсем не похожа на девушек из родной деревни. Она капризна, своенравна, избалована, всегда хочет чего-то нового, необычного.
В исполнении Галины Королевой центральный персонаж оперы представляет собой сгусток неукротимой энергии, безграничного обаяния и харизмы. Она искрится, как яркая, далекая звезда и журчит, точно звонкий весенний ручеек. Между тем, героиня показалась мне несколько холодной, отстраненной, лишенной душевного тепла, возможности сострадать и любить всем сердцем.
Грусть, печаль и тоска поселились во внутреннем мире бедного молодого крестьянина Неморино, как только он влюбился в богатую красавицу Адину. Робость и застенчивость не позволяют ему рассказать героине о своих чувствах. Здесь необходимо принять решительные меры! В сложной ситуации может помочь только магическое снадобье, а денег на него у юноши нет. Проблему решить можно, но какой ценой? Да и поможет ли «волшебный» напиток в отдельно взятом случае?
Алексей Татаринцев не только трогает душу «солнечным», нежным, «серебристо-лиричным» пением, но и доставляет немало удовольствия яркими комичными эпизодами. Отведавший «панацею от всех бед и напастей» герой теряет координацию движений, едва сохраняет равновесие и веселит особыми повадками и гримасами.
Один из незабываемых персонажей спектакля (более того – всей оперной классики) – доктор Дулькамара. Вроде бы, этот странствующий лекарь в своем бездонном чемодане возит полный набор универсальных средств, способных победить любой недуг. Но ведь это – не более, чем пустышка. В лучшем случае снадобье не поможет, а при плохом стечении обстоятельств может откровенно навредить. Шарлатан неплохо зарабатывает, предоставляя людям возможность, например, избавиться от прыщей, легкой простуды или более серьезных недугов. Но великая сила веры способна творить чудеса. Вот почему порошки и микстуры порой приводят к неожиданным даже для самого предпринимателя результатам.
В исполнении Олега Шагоцкого доктор напоминает «звезду», заезжую знаменитость, вызывающую своим неожиданным (или долгожданным?) появлением в провинциальном советском городке настоящий ажиотаж. Сильный, яркий, харизматичный, излучающий положительную энергию и дарящий людям надежду, этот персонаж покоряет сердца людей, находящихся и на сцене, и в зале.
Еще один неисчерпаемый источник силы и безграничного обаяния – сержант Белькоре. Он приезжает в город со своими солдатами на несколько дней, чтобы передохнуть. Этот персонаж сразу начинает ухаживать за девушками и стремительно наводить на новом месте свои порядки.
В исполнении Ильи Кузьмина сержант предстает изысканным, галантным и изящно-обходительным. Но это – всего лишь иллюзия. Одна из преобладающих черт его характера – нарциссизм. Белькоре не сомневается в грядущей очередной быстрой и легкой победе на любовном фронте, и ничто не способно поколебать его самоуверенность. Он несколько грубоват, коварен, считает себя гениальным. Конечно, такую характеристику себе персонаж придумал не на пустом месте: в кратчайшие сроки он сумел и нового солдата завербовать, и соперника на пути к сердцу Прекрасной Дамы устранить. А цена вопроса оказалась пустяковой – всего лишь двадцать монет.
Легкое бахвальство перерастает в настоящее хвастовство, а изысканный гость карнавала, попав в советский мир, обретает «простецкие» манеры.
Голос артиста, богатый, мягкий, «бархатистый», элегантный, придает образу сержанта ярко выраженные черты утонченного, высокородного офицера. Впечатление многократно усиливают хореографические и фехтовальные элементы. Не просто сержант, а мушкетер или гардемарин.
Подруга героини Джанетта (Светлана Скрипкина) – яркая, искрящаяся красавица, напоминающая звезду времен «золотого века» Голливуда. Она как бы связывает в общую сюжетную линию два параллельных мира – праздничный итальянский и ностальгический советский.
Эта героиня – «глаза» и «уши» своего населенного пункта – всегда в курсе важнейших событий, никогда и ничего не упустит.
Артисты хора предстали в образах масок на карнавале и в виде жителей небольшого советского населенного пункта. Разные по своей сути эпизоды итальянского праздника и российского выходного имеют под собой одну основу – желание веселого отдыха, полного новых знакомств, сюрпризов и приятных впечатлений.
Природа – совокупность стихий. Испокон веков она регулярно преподносит немало сюрпризов людям, обитающим во многих уголках планеты. В спектакле «Любовный напиток» на наших глазах случается почти волшебное преображение погоды. Судя по костюмам персонажей, действие происходит в теплое время года. Между тем, в эпизоде, когда Неморино готовится отправиться в армию и поет знаменитый романс «Una furtiva lagrima...», на смену погожему солнечному деньку приходит мощный снегопад. Возможно ли такое? Учитывая московскую весну 2017 года, я думаю, что это постановочное решение делает спектакль еще более естественным, живым, максимально близким к реальности.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Такие вечера всегда дарили светским дамам и господам возможность провести прекрасный вечер, не навредив своей репутации и не поставив под угрозу собственное общественное положение, ведь в большинстве случаев гости и виновники торжеств скрывались под масками. Загадочное мерцание глаз и легкая, кокетливая полуулыбка в дурманящем полумраке огромного зала делали знакомые лица особенно привлекательными. Но вот карнавал окончен, маски сброшены, все люди вновь становятся самими собой. Повеселившись вволю, каждый персонаж возвращается к привычной жизни, так, возможно, и не проникнув в тайну очаровательной незнакомки (или незнакомца).
В XXI веке наиболее интересные балы, максимально приближенные к тем видам развлечений, какие подробно описываются в художественной литературе с историческим уклоном, чаще всего встречаются в театрах. Режиссеры и балетмейстеры при помощи грима, костюмов, реквизита, бутафории и языков музыки и пластики создают грандиозное действо, напоминающее картины, возникающие в воображении при чтении галантных романов XVIII – XIX столетий.
Свою вариацию на тему балов-маскарадов представляет зрителям московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Спектакль «Любовный напиток» (комическая опера Г.Доницетти на либретто Э.Скриба) – изысканный коктейль из искрометного юмора, веселого смеха, легкой меланхолии, обаятельного коварства, восхитительной музыки, виртуозного бельканто, изящной хореографии и яркой, живописной драматургии. Музыкальный руководитель – Эри Клас. Режиссер – Юрий Александров (Народный артист России). Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России). Свет – Вячеслав Окунев, Константин Никитин. Хормейстеры – Марина Василькова, Юлия Сенюкова. Премьера состоялась 10 марта 2007 года.
Оригинальное постановочное решение Юрия Александрова распределило действие по двум местам.
Сперва гости попадают на грандиозный бал-маскарад. Яркое красивое шоу, обилие перьев и блеска создают ощущение присутствия на сказочном празднике, где обязательно случится цепь неожиданных, веселых, волшебных событий.
Затем зрители оказываются в советском поселении, где кипит совершенно иная жизнь, вызывающая ностальгические воспоминания у зрителей, чья «сознательная жизнь» началась во времена СССР. Например, стоящая на центральной площади огромная цистерна с пивом или веселая, сытная, хмельная свадьба. Более молодые театралы видят много общего между разворачивающимися событиями и тем, что они когда-то слышали от старших родственников или видели в кино.
«Любовный напиток» в «Новой Опере» создает теплое, солнечное настроение и в холод, и в зной, и зимой, и летом. Представление каждый раз дарит массу положительных эмоций и впечатлений. Эти строки рождаются после спектакля 3 июня 2017 года.
Дирижер – Дмитрий Волосников.
В ролях: Адина, богатая девушка – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Неморино, молодой крестьянин – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор); Дулькамара, странствующий лекарь, шарлатан – Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон); Белькоре, сержант – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); Джанетта, подруга Адины – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано); медсестра – Наталья Кириллова.
События разворачиваются в двух странах и эпохах. Маски, то есть знаменитые персонажи итальянской комедии Дель Арте (комедии масок), - это пять главных героев, персонажей, двигающих сюжет в разных направлениях. Каждый из них – гротесковая личность с явно выделенными недостатками, обостренными до предела. В спектакле блистают излишне гордая, капризная Адина, слишком скромный, застенчивый Неморино, крайне предприимчивый, но осторожный Дулькамара, не лишенный признаков нарциссизма Белькоре и не брезгующая сплетнями Джанетта.
Солисты «Новой Оперы» - не только виртуозные мастера бельканто, но и блестящие драматические артисты. Синтез двух видов театрального искусства позволяет им создавать полные, гармоничные образы, мгновенно перевоплощаться и жить в предлагаемых обстоятельствах. Наблюдать за этой магией и чувствовать себя соучастником происходящего – неисчерпаемый источник радости и вдохновения для зрителя.
Адина – девушка с сильным, непростым характером. Она получила прекрасное образование, любит читать и часто рассказывает своим друзьям и соседям волшебные сказки, знаменитые легенды и невероятные истории. Героиня совсем не похожа на девушек из родной деревни. Она капризна, своенравна, избалована, всегда хочет чего-то нового, необычного.
В исполнении Галины Королевой центральный персонаж оперы представляет собой сгусток неукротимой энергии, безграничного обаяния и харизмы. Она искрится, как яркая, далекая звезда и журчит, точно звонкий весенний ручеек. Между тем, героиня показалась мне несколько холодной, отстраненной, лишенной душевного тепла, возможности сострадать и любить всем сердцем.
Грусть, печаль и тоска поселились во внутреннем мире бедного молодого крестьянина Неморино, как только он влюбился в богатую красавицу Адину. Робость и застенчивость не позволяют ему рассказать героине о своих чувствах. Здесь необходимо принять решительные меры! В сложной ситуации может помочь только магическое снадобье, а денег на него у юноши нет. Проблему решить можно, но какой ценой? Да и поможет ли «волшебный» напиток в отдельно взятом случае?
Алексей Татаринцев не только трогает душу «солнечным», нежным, «серебристо-лиричным» пением, но и доставляет немало удовольствия яркими комичными эпизодами. Отведавший «панацею от всех бед и напастей» герой теряет координацию движений, едва сохраняет равновесие и веселит особыми повадками и гримасами.
Один из незабываемых персонажей спектакля (более того – всей оперной классики) – доктор Дулькамара. Вроде бы, этот странствующий лекарь в своем бездонном чемодане возит полный набор универсальных средств, способных победить любой недуг. Но ведь это – не более, чем пустышка. В лучшем случае снадобье не поможет, а при плохом стечении обстоятельств может откровенно навредить. Шарлатан неплохо зарабатывает, предоставляя людям возможность, например, избавиться от прыщей, легкой простуды или более серьезных недугов. Но великая сила веры способна творить чудеса. Вот почему порошки и микстуры порой приводят к неожиданным даже для самого предпринимателя результатам.
В исполнении Олега Шагоцкого доктор напоминает «звезду», заезжую знаменитость, вызывающую своим неожиданным (или долгожданным?) появлением в провинциальном советском городке настоящий ажиотаж. Сильный, яркий, харизматичный, излучающий положительную энергию и дарящий людям надежду, этот персонаж покоряет сердца людей, находящихся и на сцене, и в зале.
Еще один неисчерпаемый источник силы и безграничного обаяния – сержант Белькоре. Он приезжает в город со своими солдатами на несколько дней, чтобы передохнуть. Этот персонаж сразу начинает ухаживать за девушками и стремительно наводить на новом месте свои порядки.
В исполнении Ильи Кузьмина сержант предстает изысканным, галантным и изящно-обходительным. Но это – всего лишь иллюзия. Одна из преобладающих черт его характера – нарциссизм. Белькоре не сомневается в грядущей очередной быстрой и легкой победе на любовном фронте, и ничто не способно поколебать его самоуверенность. Он несколько грубоват, коварен, считает себя гениальным. Конечно, такую характеристику себе персонаж придумал не на пустом месте: в кратчайшие сроки он сумел и нового солдата завербовать, и соперника на пути к сердцу Прекрасной Дамы устранить. А цена вопроса оказалась пустяковой – всего лишь двадцать монет.
Легкое бахвальство перерастает в настоящее хвастовство, а изысканный гость карнавала, попав в советский мир, обретает «простецкие» манеры.
Голос артиста, богатый, мягкий, «бархатистый», элегантный, придает образу сержанта ярко выраженные черты утонченного, высокородного офицера. Впечатление многократно усиливают хореографические и фехтовальные элементы. Не просто сержант, а мушкетер или гардемарин.
Подруга героини Джанетта (Светлана Скрипкина) – яркая, искрящаяся красавица, напоминающая звезду времен «золотого века» Голливуда. Она как бы связывает в общую сюжетную линию два параллельных мира – праздничный итальянский и ностальгический советский.
Эта героиня – «глаза» и «уши» своего населенного пункта – всегда в курсе важнейших событий, никогда и ничего не упустит.
Артисты хора предстали в образах масок на карнавале и в виде жителей небольшого советского населенного пункта. Разные по своей сути эпизоды итальянского праздника и российского выходного имеют под собой одну основу – желание веселого отдыха, полного новых знакомств, сюрпризов и приятных впечатлений.
Природа – совокупность стихий. Испокон веков она регулярно преподносит немало сюрпризов людям, обитающим во многих уголках планеты. В спектакле «Любовный напиток» на наших глазах случается почти волшебное преображение погоды. Судя по костюмам персонажей, действие происходит в теплое время года. Между тем, в эпизоде, когда Неморино готовится отправиться в армию и поет знаменитый романс «Una furtiva lagrima...», на смену погожему солнечному деньку приходит мощный снегопад. Возможно ли такое? Учитывая московскую весну 2017 года, я думаю, что это постановочное решение делает спектакль еще более естественным, живым, максимально близким к реальности.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии