"Подумать только, что Бог, который видит все, обязан смотреть и это!"
Жюль Ренар
Жюль Ренар
Пару месяцев назад в Школе драматического искусства состоялась премьера спектакля Дмитрия Крымова «Как вам это понравится по пьесе Шекспира сон в летнюю ночь». Публика отозвалась на новинку изумлением и восторгом, которые остались неясны автору данной статьи после знакомства со спектаклем. Интригующее начало быстро сменилось чередой вялотекущих действий и невнятных манипуляций, абсурдность которых постепенно достигала своего пика.
Модерн!
Авангард!
Перфоманс!
Андерграуд!
Так героиня Лии Ахеджаковой комментирует странные телодвижения и беспорядочную беготню персонажей по сцене. Ожидание начала действия прервали крики и суета с задних рядов. В зрительный зал ворвалась толпа рабочих, вздымающих над головами бутафорское дерево. Зрителей накрыло листопадом, а кто-то едва не схлопотал стволом по голове. Дальше было лучше: вслед за трехметровым деревом над посыпанными листьями головами зрителей пронесся фонтан, вода из которого струилась во все стороны. Сидящие у прохода, прикрывая головы сумками и программками, ярче всех ощутили начало театрального действия. Угрожающее здоровью зрителей безумие покачалось над их макушками и скрылось вовеки, больше эти предметы на сцене не мелькали. Все это могло бы назваться интересной находкой, игрой со зрителем, если бы после этого я немедленно вышла из зала и не узнала, что будет дальше. Однако в продолжение всего вышесказанного на подмостки вскарабкались облаченные в нижнее белье актеры, и стали поспешно натягивать на себя костюмы. Долгое копошение с бабочками, манишками и подтяжками сменилось затянувшейся сценой молчания. После получасового отсутствия какого-либо смысла начинаешь невольно ждать резкого и лихо закрученного развития сюжета. Увы.
Ничего общего с обеими пьесами Шекспира, упомянутыми в названии, данный спектакль не имеет. Сохраняется только композиция: спектакль в спектакле. На сцене мы видим историю любви Пирама и Фисбы, разыгранную ремесленниками перед герцогом. Тем не менее, я, как зритель, настоятельно советую: забудьте о Шекспире! Освободите свои головы от воспоминаний о том, как выглядят названные пьесы в классическом виде. Только при таком отношении к постановке Дмитрия Крымова можно досмотреть это зрелище до конца. Также настоятельно рекомендую почаще оборачиваться в сторону своего спутника, чтобы убедиться, что он по-прежнему здесь присутствует.
Прейскурант вызывающих негативное отношение к спектаклю деталей может быть составлен весьма внушительный: от отсутствия глубины постановки до совершенно раздражающего анатомизма на сцене. Зритель, пришедший в театр за эстетическим удовольствием, наблюдает эрекцию надувных гениталий Пирама. А возвышенная и поэтичная в представлении Шекспира Фисба устроилась перед публикой справлять в тазик малую нужду. Увенчан весь этот бутерброд «Танцем маленьких лебедей» в исполнении школьниц разного возраста и, не побоюсь этого слова, размера. Танцовщицы совсем не попадают в такт музыки, и двигаются кто в куст, кто в болото.
Спасают этот спектакль от полного падения в моих глазах прекрасные вокальные данные актеров, цирковые трюки и пес Веня. Хотя, пожалуй, обиднее всего оказалось за прекрасных актеров – Лию Ахеджакову и Валерия Гаркалина, огромный талант которых просто невозможно оценить в подобной постановке.
Важных философских и вечных тем Крымов не затронул, суть моего прихода осталась для меня не ясна, удовольствие от увиденного абсолютно отсутствует, в голове бьется в истерике вопрос: что это было?
Дарья Казарихина
Еще рецензия