В московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна состоялась премьера трагической фантасмагории Юрия Клепикова по мотивам пьесы Максима Горького "Васса Железнова".
Нечасто эта пьеса выходит на сцены театров, найти Вассу - задача не из простых. До этого ее играли в кино Чурикова и Раневская, на сцене театра - Крючкова, Доронина и Голуб. Женщина с мужским характером, жесткая, властная, бескомпромиссная, суровая и расчетливая капиталистка при этом остается любящей матерью, которая не остановится не перед чем для спасения семьи.
На этот раз роль Вассы исполняет молодая актриса Ксения Худоба. Тем не менее, не остается сомнений, что перед нами матерая судовладелица, хозяйка огромного состояния, глава семьи. Она сама как ледокол - идет против судьбы, и та беспощадно трещит под ее напором. Она не остановится ни перед чем - отравить мужа, отнять внука у снохи, а чтоб та не мешала, сдать ее полиции.
В постановке Клепикова Васса персонаж отрицательный, но симпатичный. Ее искренне жаль, понятно, почему она стала такой. Жестокий муж бил ее, пил, кутил и развратничал с самых первых лет семейной жизни. Из-за его склонности к рукоприкладству из девяти ее детей выжили только трое, судьбы которых она пытается устроить, как умеет.
Казалось бы, семья не могла избежать позора от похождений похабника-отца, отправляемого за растление малолетних на каторгу, но и здесь Васса умудряется спасти честь и репутацию фамилии, отравив мужа. После она искусно разыгрывает роль безутешной вдовы, хоть и добрая часть жителей дома подозревает ее в причастности к смерти Железнова.
Затем умирает догадливая горничная Лиза, слышавшая разговор, в котором Васса уговаривала мужа принять порошок. Догадливость губит ее и вскоре несчастную находят повешенной в бане. Но по официальной версии семьи Железновых она угорела.
После череды этих трагических событий Васса сохраняет прежнюю стойкость, но тут в их доме объявляется ее сноха Рашель Топаз, которую играет неподражаемая Ольга Кузина. Удивительно органично она существует на сцене в роли еврейки-революционерки, приехавшей из Швейцарии, где умирает единственный сын Вассы Федор. Царственная, аристократичная, эта женщина – единственная, кто готов бороться с Вассой. Ее разыскивает полиция и она пребывает в Россию под чужим паспортом для того, чтобы забрать малолетнего сына Колю. Она при всей шаткости своего положения сохраняет невероятную силу духа, сравнимую разве что с железным характером Вассы.
Но и тут властная судовладелица идет против судьбы. Внук – ее единственная надежда, наследник, которому она планирует передать свой бизнес. Рашель предвещает Вассе, что скоро придет конец ее классу «хозяев жизни» (намек на революцию): «Я ваш класс знаю. Вы живете автоматически, в плену хозяйств, живете презирая, ненавидя друг друга, не ставя перед собой вопрос, зачем живете». Но, несмотря на свою твердость, ей не удается забрать наследника у Вассы. В ее руках власть и судьбы окружающих ее людей, она уничтожает неугодных, и Рашель понимает, что, несмотря на гостеприимство, хозяйка дома в любой момент сдаст ее полиции.
Васса не отклоняется от намеченного курса, справляется с проблемами на работе, блюдет репутацию семьи, остается при внуке. Но когда она узнает, что ее же семья (Наталья и Прохор) плетут против нее интриги, непотопляемое судно «Васса Железнова» дает крен. Трагическая смерть Вассы вызывает искреннюю жалость к этой «человеческой», как ее называла Люда, женщине. Вассу никто не любил: только Люда, увидев ее мертвой душераздирающе восклицает «маааааааама»! После чего все внутри обрывается от кончины этой потрясающей своей жестокостью и силой характера капиталистки, бескомпромиссность поступков которой была продиктована исключительно любовью к своей семье и временем, в котором она жила.
Особо хочется отметить исполнительницу роли Люды Марию Козлову, столь удачно завершившей спектакль. Ее экзальтированная, наивная, никак не могущая вырасти барышня Железнова сама как отдельный спектакль, настолько органична и хороша она в этой роли. Выступая живой антитезой властной матери, искренняя, восторженная Людмила только подчеркивает всю сложность характера Вассы, которая и рада бы обнять нежную дочь, выслушать все ее чаяния, но не может дать слабину эта глыба, иначе не сможет уже так хладнокровно управлять человеческими судьбами.
Сценография полностью отвечает фантасмагорическому антуражу постановки. На первом плане - типичный, богато убранный интерьер, позади - экзотические лианы, переплетающие все пространство сцены. Благодаря зеленовато-фиолетовой дымке света ощущается причудливо переплетенный натурализм и нереальность происходящего, будто страшный сон, приснившийся в бреду, оставляющий наутро тягостное впечатление. Дом Железновых будто оживает во время судьбоносных событий пьесы, побелка сыпется с полотка, кажется, что вот-вот он обвалится, погребя под собой это грешное семейство. В зеркале оживает «угоревшая» служанка, до смерти перепугав Вассу с ее секретаршей. Все на сцене дышит, живет, ощущается мрачная атмосфера богатого дома, заставляя каждый момент ожидать новых роковых событий.
Анна Садова
Нечасто эта пьеса выходит на сцены театров, найти Вассу - задача не из простых. До этого ее играли в кино Чурикова и Раневская, на сцене театра - Крючкова, Доронина и Голуб. Женщина с мужским характером, жесткая, властная, бескомпромиссная, суровая и расчетливая капиталистка при этом остается любящей матерью, которая не остановится не перед чем для спасения семьи.
На этот раз роль Вассы исполняет молодая актриса Ксения Худоба. Тем не менее, не остается сомнений, что перед нами матерая судовладелица, хозяйка огромного состояния, глава семьи. Она сама как ледокол - идет против судьбы, и та беспощадно трещит под ее напором. Она не остановится ни перед чем - отравить мужа, отнять внука у снохи, а чтоб та не мешала, сдать ее полиции.
В постановке Клепикова Васса персонаж отрицательный, но симпатичный. Ее искренне жаль, понятно, почему она стала такой. Жестокий муж бил ее, пил, кутил и развратничал с самых первых лет семейной жизни. Из-за его склонности к рукоприкладству из девяти ее детей выжили только трое, судьбы которых она пытается устроить, как умеет.
Казалось бы, семья не могла избежать позора от похождений похабника-отца, отправляемого за растление малолетних на каторгу, но и здесь Васса умудряется спасти честь и репутацию фамилии, отравив мужа. После она искусно разыгрывает роль безутешной вдовы, хоть и добрая часть жителей дома подозревает ее в причастности к смерти Железнова.
Затем умирает догадливая горничная Лиза, слышавшая разговор, в котором Васса уговаривала мужа принять порошок. Догадливость губит ее и вскоре несчастную находят повешенной в бане. Но по официальной версии семьи Железновых она угорела.
После череды этих трагических событий Васса сохраняет прежнюю стойкость, но тут в их доме объявляется ее сноха Рашель Топаз, которую играет неподражаемая Ольга Кузина. Удивительно органично она существует на сцене в роли еврейки-революционерки, приехавшей из Швейцарии, где умирает единственный сын Вассы Федор. Царственная, аристократичная, эта женщина – единственная, кто готов бороться с Вассой. Ее разыскивает полиция и она пребывает в Россию под чужим паспортом для того, чтобы забрать малолетнего сына Колю. Она при всей шаткости своего положения сохраняет невероятную силу духа, сравнимую разве что с железным характером Вассы.
Но и тут властная судовладелица идет против судьбы. Внук – ее единственная надежда, наследник, которому она планирует передать свой бизнес. Рашель предвещает Вассе, что скоро придет конец ее классу «хозяев жизни» (намек на революцию): «Я ваш класс знаю. Вы живете автоматически, в плену хозяйств, живете презирая, ненавидя друг друга, не ставя перед собой вопрос, зачем живете». Но, несмотря на свою твердость, ей не удается забрать наследника у Вассы. В ее руках власть и судьбы окружающих ее людей, она уничтожает неугодных, и Рашель понимает, что, несмотря на гостеприимство, хозяйка дома в любой момент сдаст ее полиции.
Васса не отклоняется от намеченного курса, справляется с проблемами на работе, блюдет репутацию семьи, остается при внуке. Но когда она узнает, что ее же семья (Наталья и Прохор) плетут против нее интриги, непотопляемое судно «Васса Железнова» дает крен. Трагическая смерть Вассы вызывает искреннюю жалость к этой «человеческой», как ее называла Люда, женщине. Вассу никто не любил: только Люда, увидев ее мертвой душераздирающе восклицает «маааааааама»! После чего все внутри обрывается от кончины этой потрясающей своей жестокостью и силой характера капиталистки, бескомпромиссность поступков которой была продиктована исключительно любовью к своей семье и временем, в котором она жила.
Особо хочется отметить исполнительницу роли Люды Марию Козлову, столь удачно завершившей спектакль. Ее экзальтированная, наивная, никак не могущая вырасти барышня Железнова сама как отдельный спектакль, настолько органична и хороша она в этой роли. Выступая живой антитезой властной матери, искренняя, восторженная Людмила только подчеркивает всю сложность характера Вассы, которая и рада бы обнять нежную дочь, выслушать все ее чаяния, но не может дать слабину эта глыба, иначе не сможет уже так хладнокровно управлять человеческими судьбами.
Сценография полностью отвечает фантасмагорическому антуражу постановки. На первом плане - типичный, богато убранный интерьер, позади - экзотические лианы, переплетающие все пространство сцены. Благодаря зеленовато-фиолетовой дымке света ощущается причудливо переплетенный натурализм и нереальность происходящего, будто страшный сон, приснившийся в бреду, оставляющий наутро тягостное впечатление. Дом Железновых будто оживает во время судьбоносных событий пьесы, побелка сыпется с полотка, кажется, что вот-вот он обвалится, погребя под собой это грешное семейство. В зеркале оживает «угоревшая» служанка, до смерти перепугав Вассу с ее секретаршей. Все на сцене дышит, живет, ощущается мрачная атмосфера богатого дома, заставляя каждый момент ожидать новых роковых событий.
Анна Садова