Турецкая средневековая архитектура отличается логической завершенностью безупречно простроенного, тщательно продуманного художественного образа. Декоративные элементы выделяются своей четкой формой и тщательной, несколько суховатой прорисованностью. Эти традиции наиболее четко себя проявили в здании мечети Ахмеда I, созданной в 1609-1617 годах по проекту архитектора Мехмета Аги. Это одно из самых красивых культовых сооружений Стамбула, и в Средние Века оно было основной площадкой для религиозных обрядов и церемоний. Важнейшие празднества и ритуалы проходили в присутствии высочайших гостей, в том числе султана.
По периметру сооружения симметрично расположены шесть минаретов. Молитвенный зал поистине огромен и способен единовременно вместить несколько тысяч человек. Стены его облицованы белыми, зелеными и голубыми глазурованными плитками, декорированными сложными орнаментами искусной работы. Когда через разноцветные окна проходит свет, пространство зала наполняется таинственным холодным мерцанием изразцов. В этом завораживающем, почти сказочном блеске доминируют многочисленные оттенки синего. Мечеть Ахмеда I за пределами исламского мира больше известна как Голубая или Синяя.
Османская империя, в частности, турецкая территория, с особым вниманием подходила к процессу создания оборонительных сооружений. В пролив Босфор любая флотилия могла попасть только после того, как преодолеет ряд крепостей, расположенных как с восточной стороны, так и с западной. Всем гостям Стамбула, прибывавшим в стольный град по морю, открывалась восхитительная панорама с узнаваемыми силуэтами старинных мечетей с одной стороны и живописный вид на крепость Румелихисар (построена в XV веке). Ее стены с башнями спускаются к водной границе.
Дворцовый комплекс Топкапы (берег бухты Золотой Рог) с XVIII века играл роль официальной резиденции султана. Живописное сооружение на фоне прекрасной восточной природы представляет собой несколько отдельных небольших изящных домов с последовательно расположенными вокруг них дворами с красивыми цветниками и парками. Стены зданий декорированы изразцами, на которых изображены букеты тюльпанов и красных гвоздик, а также кипарисы. Все это пестрое великолепие рельефно выделяется на белом фоне плиток. Главный дворец комплекса по всему периметру окружен крепостными стенами. Вход в место обитания султана осуществлялся через парадные ворота.
Турецкая средневековая живопись - это, главным образом, книжная миниатюра второй половины XVI века. Относительно шедевров иранских мастеров работы османских живописцев представляются более прозаичными, повествовательными, конкретными в изображении бытовых деталей и ситуаций. Несмотря на некоторую условность, изображения, созданные руками турецких художников, при внимательном взгляде оказываются значительно ближе к реальности.
Средневековая рукопись «История султана Сулеймана» включает в себя не менее двух десятков достаточно крупных миниатюр, на которых изображены будни и праздники правителя и его придворных: охота, дворцовые приемы, военные походы, паломничества и т.д. Это и ценные исторические документы, и богатый искусствоведческий материал, поскольку, созерцая их, можно увидеть множество важных деталей, понять характер нарисованных владык, и особенности их жизни, и отношения внутри кланов, и многое другое.
С началом XVIII века в искусство Османской империи, в частности, в турецкую книжную миниатюру, стремительно начали внедряться европейские тенденции, в работах восточных мастеров все более явно проступал легко узнаваемый стиль Старого Света.
В декоративно-прикладном искусстве Турции доминировала керамика. Производство этого ценного сырья осуществлялось, главным образом, в городе Изника. Яркие, многоцветные росписи глиняной утвари декорировались чаще всего ветвями кипарисов, отдельными цветами и букетами, а еще - изображениями лодок с особым слегка скошенным парусом, зданий и животных.
Цветочные узоры и орнаменты предназначались для украшения драгоценных материалов - шелка, бархата, атласа и парчи. В турецких музеях представлены одеяния султанов и их ближайшего окружения во всем их великолепии. Ткани расшиты и расписаны вручную, щедро отделаны золотом, серебром, отборными рубинами, сапфирами, изумрудами, алмазами и крупным жемчугом. Достойный ансамбль с нарядами составляют лучшие образцы восточного средневекового оружия.
Турецкий город Ушак - один из крупнейших центров коврового производства. Результатом кропотливой ручной работы становились настоящие шедевры в виде звездного неба или живописных цветочных орнаментов. Среди мусульман были очень популярные небольшие молитвенные коврики (намазлыки), которые декорировались символическим изображением михрабной ниши; также там присутствовали узоры со стилизованными кувшинами с водой (напоминание о необходимой процедуре омовения рук и ног).
Еще один важный вид декоративно-прикладного искусства Турции - изделия из художественно обработанной слоновой кости, дерева, кожи и металла. Эти предметы отличаются тонкой, глубоко эстетической работой. Особое место занимает холодное оружие с чеканкой и инкрустацией перламутром и драгоценными камнями.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
По периметру сооружения симметрично расположены шесть минаретов. Молитвенный зал поистине огромен и способен единовременно вместить несколько тысяч человек. Стены его облицованы белыми, зелеными и голубыми глазурованными плитками, декорированными сложными орнаментами искусной работы. Когда через разноцветные окна проходит свет, пространство зала наполняется таинственным холодным мерцанием изразцов. В этом завораживающем, почти сказочном блеске доминируют многочисленные оттенки синего. Мечеть Ахмеда I за пределами исламского мира больше известна как Голубая или Синяя.
Османская империя, в частности, турецкая территория, с особым вниманием подходила к процессу создания оборонительных сооружений. В пролив Босфор любая флотилия могла попасть только после того, как преодолеет ряд крепостей, расположенных как с восточной стороны, так и с западной. Всем гостям Стамбула, прибывавшим в стольный град по морю, открывалась восхитительная панорама с узнаваемыми силуэтами старинных мечетей с одной стороны и живописный вид на крепость Румелихисар (построена в XV веке). Ее стены с башнями спускаются к водной границе.
Дворцовый комплекс Топкапы (берег бухты Золотой Рог) с XVIII века играл роль официальной резиденции султана. Живописное сооружение на фоне прекрасной восточной природы представляет собой несколько отдельных небольших изящных домов с последовательно расположенными вокруг них дворами с красивыми цветниками и парками. Стены зданий декорированы изразцами, на которых изображены букеты тюльпанов и красных гвоздик, а также кипарисы. Все это пестрое великолепие рельефно выделяется на белом фоне плиток. Главный дворец комплекса по всему периметру окружен крепостными стенами. Вход в место обитания султана осуществлялся через парадные ворота.
Турецкая средневековая живопись - это, главным образом, книжная миниатюра второй половины XVI века. Относительно шедевров иранских мастеров работы османских живописцев представляются более прозаичными, повествовательными, конкретными в изображении бытовых деталей и ситуаций. Несмотря на некоторую условность, изображения, созданные руками турецких художников, при внимательном взгляде оказываются значительно ближе к реальности.
Средневековая рукопись «История султана Сулеймана» включает в себя не менее двух десятков достаточно крупных миниатюр, на которых изображены будни и праздники правителя и его придворных: охота, дворцовые приемы, военные походы, паломничества и т.д. Это и ценные исторические документы, и богатый искусствоведческий материал, поскольку, созерцая их, можно увидеть множество важных деталей, понять характер нарисованных владык, и особенности их жизни, и отношения внутри кланов, и многое другое.
С началом XVIII века в искусство Османской империи, в частности, в турецкую книжную миниатюру, стремительно начали внедряться европейские тенденции, в работах восточных мастеров все более явно проступал легко узнаваемый стиль Старого Света.
В декоративно-прикладном искусстве Турции доминировала керамика. Производство этого ценного сырья осуществлялось, главным образом, в городе Изника. Яркие, многоцветные росписи глиняной утвари декорировались чаще всего ветвями кипарисов, отдельными цветами и букетами, а еще - изображениями лодок с особым слегка скошенным парусом, зданий и животных.
Цветочные узоры и орнаменты предназначались для украшения драгоценных материалов - шелка, бархата, атласа и парчи. В турецких музеях представлены одеяния султанов и их ближайшего окружения во всем их великолепии. Ткани расшиты и расписаны вручную, щедро отделаны золотом, серебром, отборными рубинами, сапфирами, изумрудами, алмазами и крупным жемчугом. Достойный ансамбль с нарядами составляют лучшие образцы восточного средневекового оружия.
Турецкий город Ушак - один из крупнейших центров коврового производства. Результатом кропотливой ручной работы становились настоящие шедевры в виде звездного неба или живописных цветочных орнаментов. Среди мусульман были очень популярные небольшие молитвенные коврики (намазлыки), которые декорировались символическим изображением михрабной ниши; также там присутствовали узоры со стилизованными кувшинами с водой (напоминание о необходимой процедуре омовения рук и ног).
Еще один важный вид декоративно-прикладного искусства Турции - изделия из художественно обработанной слоновой кости, дерева, кожи и металла. Эти предметы отличаются тонкой, глубоко эстетической работой. Особое место занимает холодное оружие с чеканкой и инкрустацией перламутром и драгоценными камнями.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия