Ференц Лист известен даже тем, кто его не знает. Парадокс? Отнюдь... Его "Венгерская распсодия" звучит в знаменитом мультфильме "Том и Джерри".
Венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма, родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в местечке Доборьян (австрийское название Райдинг), ныне принадлежащем Австрии. Имя, данное ему при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.
Отец Франца обучал сына музыке с самого раннего возраста. В церкви мальчика учили пению, а местный органист — игре на органе. После трёхлетних занятий, Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Мальчик часто играл на рояле в домах знатных вельмож, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везет его в Вену.
С 1821 г. будущий композитор занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Школа Черни дала Францу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, Ференц производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.
В 1823 г. Лист перебрался в Париж, где начал концертную деятельность, продолжая обучение у педагогов Парижской консерватории. В этот период композитор начинает сочинять — в основном, репертуар для своих выступлений — этюды. В 14 лет начал оперу "Дон Санчо, или Замок любви", которая даже была поставлена в Grand-Opera (в 1825 г.).
В 1827 г. умер отец Ференца. Лист тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии, да и роль "паяца" в светских салонах его раздражала. По этим причинам на несколько лет музыкант выключается из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог.
В свете Лист появился только в год Июльской революции (1830). Музыканта увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникла идея "Революционной симфонии", в которой должны были быть использованы революционные песни. Ференц Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертировал. Он сблизился с Берлиозо, создавшим в это время "Фантастическую симфонию", и Паганини, приехавшим в Париж в 1831 г. Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано "Капризы" Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящий опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии довел до столь высокой степени.
Среди знакомых Ференца Листа были писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд. Около 1835 г. вышли его статьи о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую впоследствии никогда не оставлял.
В начале 30-х гг. Лист познакомился с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Даниель Стерн. В 1835 г. графиня ушла от мужа, порвала все связи со своим кругом и уехала в Швейцарию вместе с Ференцом Листом.
С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа, за которым закрепилось название "Годы странствий" (по названию сборника пьес).
В Швейцарии Ференц сделал первые наброски пьес для сборника "Альбом путешественника", которые впоследствии стал "Годами странствий", он преподавал в Женевской консерватории, иногда ездил в Париж с концертами. Однако Париж уже увлекся другим виртуозом — Тальбергом, и популярность Листа снизилась. В это время музыкант уже начал придавать своим концертам просветительскую тематику — играл симфонии (в своём переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и др. В Женеве Лист не выпал из активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд.
В 1837 г. Лист и д’Агу уехали в Италию, где посетилит Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию — центры искусства и культуры. Там композитор писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат большей части писем — Жорж Санд, которая отвечала Ференцу Листу также очерками в журнале.
В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило концертные выступления от салонных. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839), где оканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано.
Вскоре в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом помочь соотечественникам.
Австрия и Венгрия встретили музыканта триумфально. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему дары. Средства от концертов композитор перевёл в пользу пострадавших от наводнения.
Между 1842 и 1848 гг. Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. В России Лист был в 1842 и 1848 гг. В Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки — В. В. Стасов, А. Н. Серов, М. И. Глинка.
Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку "Руслана и Людмилы", сделал фортепианную транскрипцию "Марша Черномора", вёл переписку с композиторами "Могучей кучки". В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, музыкант издал сборник избранных отрывков из русских опер.
В это же время достигла пика просветительская деятельность Ференца Листа. В свои концертные программы он включал множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 г. были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору.
Однако через некоторое время Лист разочаровался в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность прекратилась.
В 1848 г. Лист обосновался в Веймаре. где ему были даны права руководить музыкальной жизнью города. Музыкант принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика, в репертуаре появились оперы Глюка, Моцарта, а также современников — Шумана, Вагнера и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались.
Главный итог веймарского периода — напряженная композиторская работа Листа. Он привел в порядок свои наброски, закончил и переработал множество своих сочинений. "Альбом путешественника"» после большой работы стал "Годами странствий". Здесь же появились фортепианные концерты, рапсодии, в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии, Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы. В Веймар к Листу приезжали молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки.
Помимо музыки Ференц Лист писал статьи, эссе. Начал книгу о Шопене, сблизился с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х гг. был создан Союз немецких музыкантов - так называемые "веймарцы", в противоположность "лейпцигцам" (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточенные конфликты.
В конце 50-х Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усиливаются мистические и религиозные чувства. Музыкант решает ехать в Рим замаливать грехи.
В начале 60-х Ференц Лист переселился в Рим. В 1865 г. он принял малый постриг и звание аббата. Творческие интересы Листа в этот период были преимущественно в области церковной музыки: это оратории "Святая Елизавета", "Христос", четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса. Кроме того, появляется третий том "Годов странствий", насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.
В 1866 г. Ференц Лист уехал в Веймар, начался так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжали молодые музыканты — среди них Григ, Бородин, Зилоти.
В 1875 г. деятельность музыканта была сосредоточена преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподавал, среди его учеников — Эмиль фон Зауэр, Александр Зилоти, Эжен Д’Альбер, Мориц Розенталь, и многие другие. Были написаны "Забытые вальсы" и новые рапсодии для фортепиано, цикл "Венгерские исторические портреты" (о деятелях венгерского освободительного движения).
Дочь Листа в это время стала женой Вагнера (их сын — известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти мужа она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте. На одном из фестивалей в 1886 г. Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью. Умер Лист 31 июля 1886 года в гостинице на руках камердинера.
Венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма, родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в местечке Доборьян (австрийское название Райдинг), ныне принадлежащем Австрии. Имя, данное ему при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.
Отец Франца обучал сына музыке с самого раннего возраста. В церкви мальчика учили пению, а местный органист — игре на органе. После трёхлетних занятий, Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Мальчик часто играл на рояле в домах знатных вельмож, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везет его в Вену.
С 1821 г. будущий композитор занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Школа Черни дала Францу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, Ференц производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.
В 1823 г. Лист перебрался в Париж, где начал концертную деятельность, продолжая обучение у педагогов Парижской консерватории. В этот период композитор начинает сочинять — в основном, репертуар для своих выступлений — этюды. В 14 лет начал оперу "Дон Санчо, или Замок любви", которая даже была поставлена в Grand-Opera (в 1825 г.).
В 1827 г. умер отец Ференца. Лист тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии, да и роль "паяца" в светских салонах его раздражала. По этим причинам на несколько лет музыкант выключается из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог.
В свете Лист появился только в год Июльской революции (1830). Музыканта увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникла идея "Революционной симфонии", в которой должны были быть использованы революционные песни. Ференц Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертировал. Он сблизился с Берлиозо, создавшим в это время "Фантастическую симфонию", и Паганини, приехавшим в Париж в 1831 г. Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано "Капризы" Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящий опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии довел до столь высокой степени.
Среди знакомых Ференца Листа были писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд. Около 1835 г. вышли его статьи о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую впоследствии никогда не оставлял.
В начале 30-х гг. Лист познакомился с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Даниель Стерн. В 1835 г. графиня ушла от мужа, порвала все связи со своим кругом и уехала в Швейцарию вместе с Ференцом Листом.
С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа, за которым закрепилось название "Годы странствий" (по названию сборника пьес).
В Швейцарии Ференц сделал первые наброски пьес для сборника "Альбом путешественника", которые впоследствии стал "Годами странствий", он преподавал в Женевской консерватории, иногда ездил в Париж с концертами. Однако Париж уже увлекся другим виртуозом — Тальбергом, и популярность Листа снизилась. В это время музыкант уже начал придавать своим концертам просветительскую тематику — играл симфонии (в своём переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и др. В Женеве Лист не выпал из активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд.
В 1837 г. Лист и д’Агу уехали в Италию, где посетилит Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию — центры искусства и культуры. Там композитор писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат большей части писем — Жорж Санд, которая отвечала Ференцу Листу также очерками в журнале.
В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило концертные выступления от салонных. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839), где оканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано.
Вскоре в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом помочь соотечественникам.
Австрия и Венгрия встретили музыканта триумфально. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему дары. Средства от концертов композитор перевёл в пользу пострадавших от наводнения.
Между 1842 и 1848 гг. Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. В России Лист был в 1842 и 1848 гг. В Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки — В. В. Стасов, А. Н. Серов, М. И. Глинка.
Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку "Руслана и Людмилы", сделал фортепианную транскрипцию "Марша Черномора", вёл переписку с композиторами "Могучей кучки". В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, музыкант издал сборник избранных отрывков из русских опер.
В это же время достигла пика просветительская деятельность Ференца Листа. В свои концертные программы он включал множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 г. были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору.
Однако через некоторое время Лист разочаровался в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность прекратилась.
В 1848 г. Лист обосновался в Веймаре. где ему были даны права руководить музыкальной жизнью города. Музыкант принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика, в репертуаре появились оперы Глюка, Моцарта, а также современников — Шумана, Вагнера и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались.
Главный итог веймарского периода — напряженная композиторская работа Листа. Он привел в порядок свои наброски, закончил и переработал множество своих сочинений. "Альбом путешественника"» после большой работы стал "Годами странствий". Здесь же появились фортепианные концерты, рапсодии, в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии, Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы. В Веймар к Листу приезжали молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки.
Помимо музыки Ференц Лист писал статьи, эссе. Начал книгу о Шопене, сблизился с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х гг. был создан Союз немецких музыкантов - так называемые "веймарцы", в противоположность "лейпцигцам" (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточенные конфликты.
В конце 50-х Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усиливаются мистические и религиозные чувства. Музыкант решает ехать в Рим замаливать грехи.
В начале 60-х Ференц Лист переселился в Рим. В 1865 г. он принял малый постриг и звание аббата. Творческие интересы Листа в этот период были преимущественно в области церковной музыки: это оратории "Святая Елизавета", "Христос", четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса. Кроме того, появляется третий том "Годов странствий", насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.
В 1866 г. Ференц Лист уехал в Веймар, начался так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжали молодые музыканты — среди них Григ, Бородин, Зилоти.
В 1875 г. деятельность музыканта была сосредоточена преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподавал, среди его учеников — Эмиль фон Зауэр, Александр Зилоти, Эжен Д’Альбер, Мориц Розенталь, и многие другие. Были написаны "Забытые вальсы" и новые рапсодии для фортепиано, цикл "Венгерские исторические портреты" (о деятелях венгерского освободительного движения).
Дочь Листа в это время стала женой Вагнера (их сын — известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти мужа она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте. На одном из фестивалей в 1886 г. Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью. Умер Лист 31 июля 1886 года в гостинице на руках камердинера.