Когда кто-нибудь хочет порассуждать о великий тенорах прошлого, одним из первых называется имя Энрико Карузо, что не удивительно – это непревзойденная звезда мировой величины. Но едва ли не все наши современники при этом вспоминают голос Марио Ланца, исполнившего главную роль в фильме "Великий Карузо".
Альфредо Арнольдо Кокоцца (настоящее имя Марио Ланца) родился 31 января 1921, в Филадельфии, в семье военного в отставке Антонио Кокоцца и Марии Кокоцца-Ланца. Из мужского варианта имени и девичьей фамилии матери он впоследствии и создал свой сценический псевдоним.
В доме, где рос будущий певец, была обширная коллекция записей Карузо, и мальчик каждый день слушал их. Эти записи стали для него первым опытом приобщения к музыке и пению, он учился петь, подпевая им. Но первым настоящим учителем юного дарования был баритон Антонио Скардуццо, который вовремя предостерег Марио от перенапряжения голоса, преподал ему основы вокальной техники и попытался привлечь к изучению сольфеджио – но эту область музыкальной грамоты Марио так и не постиг. Он работал со Скардуццо восемь месяцев. Его следующим учителем стала Ирен Уилльямс, которая не только давала ему уроки пения, но и организовывала его выступления на различных общественных мероприятиях.
Следующим событием в карьере певца было прослушивание у Сергея Кусевицкого, организованное Уильямом К. Хаффом, концерт-менеджером Филадельфийской Музыкальной Академии. Кусевицкий пригласил юношу учиться в Танглвуде - школе для подающих надежды певцов и музыкантов. В качестве выпускного экзамена Ланца спел партию Фентона в школьной постановке оперы Николаи «Виндзорские проказницы», и с тех пор оперные критики не выпускали его творчество из виду.
Но вскоре певцу пришлось сыграть роль рядового Кокоцца на базе ВВС США в г. Марфа (штат Техас). Во время службы в армии Марио прошел прослушивание у Питера Линда Хейза и был включен им в состав концертной труппы, выступавшей на военных базах по всей стране. Затем Ланца получил роль в патриотическом шоу «Крылатая победа», поставленном Моссом Хартом. Марио выступал в этом шоу до мая 1944 г. и демобилизовался из Вооруженных Сил 29 января 1945 г.
С помощью баритона Роберта Уида, Ланца был выбран на должность ведущего серии радиопередач «Великие моменты в музыке». Эти передачи он вел с октября 1945 г. по февраль 1946 г. Теперь преподавателем вокала у Марио была Полли Робинсон, и через нее он познакомился с Сэмом Уэйлером, который стал его первым менеджером. Уэйлер организовал для него прослушивание у Энрико Розати, посчитав его более серьезным преподавателем для столь талантливого певца. Розати пришел в восторг от голоса Ланца и сразу же согласился взять его в ученики. Марио учился у Розати 15 месяцев.
Вместе с сопрано Агнес Дэвис Марио совершил турне по Канаде, начавшееся 10 октября 1945 г. концертом во дворце «Монкалм» (Квебек) и завершившееся в Онтарио в ноябре 1946 г. Турне стало сенсацией. 14 апреля 1947 г. Марио дал концерт в Государственном колледже для учителей в г. Шиппенсберг (штат Пенсильвания). Ему аккомпанировал Константине Каллиникос, который на всю жизнь остался его концертмейстером.
Следующим этапом творческого пути Марио стало его участие в составе «Трио Бельканто», с сопрано Франсис Йинд и басом-баритоном Джорджем Лондоном. Трио с июля 1947 г. и в течение почти года выступало в различных городах США, Канады, Ньюфаундленда и Мексики. 28 августа 1947 г. коллектив был приглашен дать концерт в зале «Голливудская чаша» (Hollywood Bowl) в сопровождении симфонического оркестра под управлением Юджина Орманди. В зале ожидалось присутствие Луиса Б.Майера, основателя и тогдашнего руководителя киностудии «Метро-Голдвин-Майер» (MGM). Джордж Лондон любезно уступил сцену Марио и Франсис Йинд. Как показывает сохранившаяся запись, концерт был великолепен. Голоса Марио и Франсис были в прекрасной форме. Этот концерт изменил всю жизнь Марио и определил его выбор в пользу карьеры киноактера и концертирующего исполнителя. Увы, в тот вечер оперная сцена потеряла тенора, голос которого мог бы стать сенсацией века.
Следующий короткий период жизни Марио состоял из различных проб и тестов: кинопроб у продюсеров и режиссеров МГМ, голосовых тестов, проверявших его способность производить звук, который удовлетворял бы строгим требованиям звукооператоров. Талант певца выдержал испытания и Голливуд приобрел великолепного певца и артиста. Ланца снялся в фильмах "Полуночный поцелуй", "Любимец Нового Орлеана", "Великий Карузо", "Потому что ты моя", "Серенада", "Семь холмов Рима", "Серенада большой любви". Его голос звучит в "Принце-студенте", испортившем карьеру Марио Ланца, и отнявшем у зрителей много месяцев возможности наслаждаться талантом певца. Виной всему ирония судьбы и непростой характер артиста.
В своих последних фильмах певец все чаще исполнял родные итальянские песни. Они же стали основой его концертных программ и грамзаписей.
Постепенно у артиста созрело желание полностью посвятить себя сцене, искусству вокала. Такую попытку Ланца предпринял в начале 1959 года. Певец покинул США и поселился в Риме. Увы, мечте Ланца не суждено было сбыться. Он умер в больнице 7 октября 1959 года при не выясненных до конца обстоятельствах.
Очень жаль, что жизнь величайшего певца и актера была столь короткой, но, к счастью, мы и сейчас можем наслаждаться записями его концертов и фильмами с его участием.
Альфредо Арнольдо Кокоцца (настоящее имя Марио Ланца) родился 31 января 1921, в Филадельфии, в семье военного в отставке Антонио Кокоцца и Марии Кокоцца-Ланца. Из мужского варианта имени и девичьей фамилии матери он впоследствии и создал свой сценический псевдоним.
В доме, где рос будущий певец, была обширная коллекция записей Карузо, и мальчик каждый день слушал их. Эти записи стали для него первым опытом приобщения к музыке и пению, он учился петь, подпевая им. Но первым настоящим учителем юного дарования был баритон Антонио Скардуццо, который вовремя предостерег Марио от перенапряжения голоса, преподал ему основы вокальной техники и попытался привлечь к изучению сольфеджио – но эту область музыкальной грамоты Марио так и не постиг. Он работал со Скардуццо восемь месяцев. Его следующим учителем стала Ирен Уилльямс, которая не только давала ему уроки пения, но и организовывала его выступления на различных общественных мероприятиях.
Следующим событием в карьере певца было прослушивание у Сергея Кусевицкого, организованное Уильямом К. Хаффом, концерт-менеджером Филадельфийской Музыкальной Академии. Кусевицкий пригласил юношу учиться в Танглвуде - школе для подающих надежды певцов и музыкантов. В качестве выпускного экзамена Ланца спел партию Фентона в школьной постановке оперы Николаи «Виндзорские проказницы», и с тех пор оперные критики не выпускали его творчество из виду.
Но вскоре певцу пришлось сыграть роль рядового Кокоцца на базе ВВС США в г. Марфа (штат Техас). Во время службы в армии Марио прошел прослушивание у Питера Линда Хейза и был включен им в состав концертной труппы, выступавшей на военных базах по всей стране. Затем Ланца получил роль в патриотическом шоу «Крылатая победа», поставленном Моссом Хартом. Марио выступал в этом шоу до мая 1944 г. и демобилизовался из Вооруженных Сил 29 января 1945 г.
С помощью баритона Роберта Уида, Ланца был выбран на должность ведущего серии радиопередач «Великие моменты в музыке». Эти передачи он вел с октября 1945 г. по февраль 1946 г. Теперь преподавателем вокала у Марио была Полли Робинсон, и через нее он познакомился с Сэмом Уэйлером, который стал его первым менеджером. Уэйлер организовал для него прослушивание у Энрико Розати, посчитав его более серьезным преподавателем для столь талантливого певца. Розати пришел в восторг от голоса Ланца и сразу же согласился взять его в ученики. Марио учился у Розати 15 месяцев.
Вместе с сопрано Агнес Дэвис Марио совершил турне по Канаде, начавшееся 10 октября 1945 г. концертом во дворце «Монкалм» (Квебек) и завершившееся в Онтарио в ноябре 1946 г. Турне стало сенсацией. 14 апреля 1947 г. Марио дал концерт в Государственном колледже для учителей в г. Шиппенсберг (штат Пенсильвания). Ему аккомпанировал Константине Каллиникос, который на всю жизнь остался его концертмейстером.
Следующим этапом творческого пути Марио стало его участие в составе «Трио Бельканто», с сопрано Франсис Йинд и басом-баритоном Джорджем Лондоном. Трио с июля 1947 г. и в течение почти года выступало в различных городах США, Канады, Ньюфаундленда и Мексики. 28 августа 1947 г. коллектив был приглашен дать концерт в зале «Голливудская чаша» (Hollywood Bowl) в сопровождении симфонического оркестра под управлением Юджина Орманди. В зале ожидалось присутствие Луиса Б.Майера, основателя и тогдашнего руководителя киностудии «Метро-Голдвин-Майер» (MGM). Джордж Лондон любезно уступил сцену Марио и Франсис Йинд. Как показывает сохранившаяся запись, концерт был великолепен. Голоса Марио и Франсис были в прекрасной форме. Этот концерт изменил всю жизнь Марио и определил его выбор в пользу карьеры киноактера и концертирующего исполнителя. Увы, в тот вечер оперная сцена потеряла тенора, голос которого мог бы стать сенсацией века.
Следующий короткий период жизни Марио состоял из различных проб и тестов: кинопроб у продюсеров и режиссеров МГМ, голосовых тестов, проверявших его способность производить звук, который удовлетворял бы строгим требованиям звукооператоров. Талант певца выдержал испытания и Голливуд приобрел великолепного певца и артиста. Ланца снялся в фильмах "Полуночный поцелуй", "Любимец Нового Орлеана", "Великий Карузо", "Потому что ты моя", "Серенада", "Семь холмов Рима", "Серенада большой любви". Его голос звучит в "Принце-студенте", испортившем карьеру Марио Ланца, и отнявшем у зрителей много месяцев возможности наслаждаться талантом певца. Виной всему ирония судьбы и непростой характер артиста.
В своих последних фильмах певец все чаще исполнял родные итальянские песни. Они же стали основой его концертных программ и грамзаписей.
Постепенно у артиста созрело желание полностью посвятить себя сцене, искусству вокала. Такую попытку Ланца предпринял в начале 1959 года. Певец покинул США и поселился в Риме. Увы, мечте Ланца не суждено было сбыться. Он умер в больнице 7 октября 1959 года при не выясненных до конца обстоятельствах.
Очень жаль, что жизнь величайшего певца и актера была столь короткой, но, к счастью, мы и сейчас можем наслаждаться записями его концертов и фильмами с его участием.