«Майор» - так называется фильм режиссера Юрия Быкова, который был представлен на 35 Московском Международном Кинофестивале в прошедший вторник.
История о сотруднике полиции, по вине которого погиб ребенок - противоречивая, остросоциальная, держащая зрителя в напряжении от самого начала до финала. Музыкальное оформление в миноре привносит дополнительное волнение, погружает в мир, где царит несправедливость и страх. Повсюду снег, поля, серое небо, черные куртки и полицейские формы цвета мокрого асфальта.
Рязанская область: майор полиции Сергей Соболев (Денис Шведов) мчится по разбитой дороге на дорогой иномарке в роддом к жене – вот-вот на свет появится долгожданный ребенок. Находясь в помутненном состоянии, то ли от радости, то ли от предчувствия беды, офицер неаккуратно обгоняет ползущие автомобили, вылетает на встречку, чуть не врезается, но вовремя выруливает на свою полосу и все остаются целы. Но вот приближается автобусная остановка, пешеходный переход, знак допустимой скорости «50». Семилетний мальчик выбегает на трассу, мать (Ирина Низина), оставшись на обочине, кричит ему возвратиться назад. Водитель судорожно сигналит и дабы предотвратить трагедию, выворачивает руль влево, готовясь съехать в кювет. Но растерявшийся ребенок бежит в ту же сторону и уже ничего нельзя изменить. От увиденного женщина падает в обморок.
А дальше начинается череда неправд, угроз и смертей. Майор вызывает своих сотрудников на место происшествия. Друзья не намерены оставлять новоиспеченного отца в беде и предпринимают всё, чтобы он смог спокойно поставить на ноги своего ребенка, ведь того мальчика, который угодил под колеса автомобиля, уже не вернуть. Приятель Павел (Юрий Быков), тоже офицер полиции, придумывает схему, как снять вину с Соболева. Мать напоили алкоголем, написали ложные показания, пригрозили местным гаишникам и, вроде, все как по маслу. Но отчаявшиеся родители не могут просто оставить преступника ненаказанным. Отец мальчика (Кирилл Полухин) прибегает к крайним мерам – приходит в отделение полиции с двустволкой и требует выдать ему майора на самосуд.
Начальник Соболева (Борис Невзоров) настоятельно требует, чтобы его майора выгораживали всеми силами. Он говорит: «Паша, сделай красиво», намекая на то, чтобы вокруг этого дела не было шумихи. По-видимому, начальник держит в кулаке не только районную полицию, но и местных бандитов, и даже баллотирующихся депутатов. Поэтому громкий скандал вокруг его сотрудников может разрушить его планы. Для того, чтобы жители города не знали ничего об этой смерти, необходимо закрыть рты тем, кто об этом знает.
А что же думает обо всей этой ситуации сам виновник происшествия? Соболев прекрасно понимает, что лишил мальчика жизни, в то время как рождался его собственный ребенок. Он понимает, каково горе родителей, и каково будет его жене, если ему все-таки предстоит понести наказание. Поначалу майор безмолвно соглашается на всю эту аферу с ложными показаниями, но просит не давить на мать мальчика – он готов отсидеть положенный срок. Совесть за произошедшее разъедает майора изнутри, он не представляет, как дальше с этим жить. К слову, за все время фильма, ему так не позвонили и не оповестили, родила ли его жена.
По сути, в «Майоре» мы видим негативный образ не только сотрудника полиции, но и всей системы правоохранительных органов. Но есть в фильме сцены, которые представляют зрителю совершенно иную картину мира. Например, момент, когда пожилая женщина, яростно посылает проклятия в сторону полицейского, а все вокруг остолбенело смотрят на всё это и не знают что сказать, как ободрить после этих слов побелевшего сослуживца; или попытка офицера успокоить отца погибшего мальчика, который держит на прицеле двух ни в чем неповинных дежурных. Ключевым к пониманию фильма является диалог между сотрудником ДПС (Илья Исаев) и пострадавшей матерью: на месте майора мог оказаться её муж, простой слесарь, и она также бы пыталась уберечь его от тюрьмы. И нельзя с этим не согласиться – мы всегда защищаем тех, кто нам дорог, хоть нам и жалко тех, чужих, но своё – оно ближе.
Ольга Мишанина
Интервью с автором сценария и режиссёром фильма "Майор" Юрием Быковым (ВИДЕО)
История о сотруднике полиции, по вине которого погиб ребенок - противоречивая, остросоциальная, держащая зрителя в напряжении от самого начала до финала. Музыкальное оформление в миноре привносит дополнительное волнение, погружает в мир, где царит несправедливость и страх. Повсюду снег, поля, серое небо, черные куртки и полицейские формы цвета мокрого асфальта.
Рязанская область: майор полиции Сергей Соболев (Денис Шведов) мчится по разбитой дороге на дорогой иномарке в роддом к жене – вот-вот на свет появится долгожданный ребенок. Находясь в помутненном состоянии, то ли от радости, то ли от предчувствия беды, офицер неаккуратно обгоняет ползущие автомобили, вылетает на встречку, чуть не врезается, но вовремя выруливает на свою полосу и все остаются целы. Но вот приближается автобусная остановка, пешеходный переход, знак допустимой скорости «50». Семилетний мальчик выбегает на трассу, мать (Ирина Низина), оставшись на обочине, кричит ему возвратиться назад. Водитель судорожно сигналит и дабы предотвратить трагедию, выворачивает руль влево, готовясь съехать в кювет. Но растерявшийся ребенок бежит в ту же сторону и уже ничего нельзя изменить. От увиденного женщина падает в обморок.
А дальше начинается череда неправд, угроз и смертей. Майор вызывает своих сотрудников на место происшествия. Друзья не намерены оставлять новоиспеченного отца в беде и предпринимают всё, чтобы он смог спокойно поставить на ноги своего ребенка, ведь того мальчика, который угодил под колеса автомобиля, уже не вернуть. Приятель Павел (Юрий Быков), тоже офицер полиции, придумывает схему, как снять вину с Соболева. Мать напоили алкоголем, написали ложные показания, пригрозили местным гаишникам и, вроде, все как по маслу. Но отчаявшиеся родители не могут просто оставить преступника ненаказанным. Отец мальчика (Кирилл Полухин) прибегает к крайним мерам – приходит в отделение полиции с двустволкой и требует выдать ему майора на самосуд.
Начальник Соболева (Борис Невзоров) настоятельно требует, чтобы его майора выгораживали всеми силами. Он говорит: «Паша, сделай красиво», намекая на то, чтобы вокруг этого дела не было шумихи. По-видимому, начальник держит в кулаке не только районную полицию, но и местных бандитов, и даже баллотирующихся депутатов. Поэтому громкий скандал вокруг его сотрудников может разрушить его планы. Для того, чтобы жители города не знали ничего об этой смерти, необходимо закрыть рты тем, кто об этом знает.
А что же думает обо всей этой ситуации сам виновник происшествия? Соболев прекрасно понимает, что лишил мальчика жизни, в то время как рождался его собственный ребенок. Он понимает, каково горе родителей, и каково будет его жене, если ему все-таки предстоит понести наказание. Поначалу майор безмолвно соглашается на всю эту аферу с ложными показаниями, но просит не давить на мать мальчика – он готов отсидеть положенный срок. Совесть за произошедшее разъедает майора изнутри, он не представляет, как дальше с этим жить. К слову, за все время фильма, ему так не позвонили и не оповестили, родила ли его жена.
По сути, в «Майоре» мы видим негативный образ не только сотрудника полиции, но и всей системы правоохранительных органов. Но есть в фильме сцены, которые представляют зрителю совершенно иную картину мира. Например, момент, когда пожилая женщина, яростно посылает проклятия в сторону полицейского, а все вокруг остолбенело смотрят на всё это и не знают что сказать, как ободрить после этих слов побелевшего сослуживца; или попытка офицера успокоить отца погибшего мальчика, который держит на прицеле двух ни в чем неповинных дежурных. Ключевым к пониманию фильма является диалог между сотрудником ДПС (Илья Исаев) и пострадавшей матерью: на месте майора мог оказаться её муж, простой слесарь, и она также бы пыталась уберечь его от тюрьмы. И нельзя с этим не согласиться – мы всегда защищаем тех, кто нам дорог, хоть нам и жалко тех, чужих, но своё – оно ближе.
Ольга Мишанина
Интервью с автором сценария и режиссёром фильма "Майор" Юрием Быковым (ВИДЕО)