Тур к зомби

Автор: Арина Лисицына от 14-10-2012, 17:13, посмотрело: 4246

На показ «Шоппинг Тура» Михаила Брашинского в контексте фестиваля 2morrow вечером в ЦДХ пришли немногие. Если на фильме «Я тоже хочу» Алексея Балабанова даже сидели на ступеньках в проходе немаленького зала, то «каннибальский триллер с элементами комедии», как именует жанр своей картины сам режиссер, привлек, казалось, только горстку припозднившихся, подвыпивших и замерзших людей.

Тур к зомбиВступительное слово Михаила Брашинского, слишком непродолжительное и с переизбытком пауз, состояло в пожелании зрителям хорошего вечера в компании его веселящего кино. Режиссер не преминул также указать на свое (в прошлом) причастие к организации фестиваля 2morrow и на бюджет фильма — всего 70.000$. Как человек заграничный, Михаил не стал переводить валюту в рубли (примерно 2 миллиона). Известно, что Брашинский получил кинообразование в Америке, но ни там, ни на родине не сумел прославиться. Однако «Шоппинг Туру» вручили три награды на XX Фестивале Российского кино «Окно в Европу» в Выборге: главный приз (за юмор и жанровую дерзость), приз за лучшую женскую роль (Татьяне Колгановой) и приз гильдии киноведов и кинокритиков России (Михаилу Брашинскому). Не очень удивляет и то, что финны включили эту картину в официальную программу ХХV МКФ «Любовь & Анархия» в Хельсинки. Видимо, из-за удаленности Москвы от места основного действия картины — Финляндии — на 6-м международном фестивале независимого кино «2morrow/Завтра» фильм Михаила Брашинского не удостоился ни одной награды. Либо этому фильму недостает чувственности, что расходится с девизом фестиваля «Кино, сделанное со страстью».

Ни одно из мнений, сложившихся у зрителя, режиссер «Шоппинг Тура» не оспаривает. Хотите — думайте, что это треш, а хотите — ищите скрытый смысл, политический подтекст, но главное — смейтесь и пусть вам будет хорошо. Фильм, который идет чуть больше часа, подразумевает концентрированность событий и эмоций или «легкость». Но автор, кажется, посягнул на тему русской традиции единения в тяжелую минуту, что не раз поражало тех, кто воевал с Россией в разные годы. В «Щоппинг Туре» финны-каннибалы не успевают оценить мощь русской команды — мамы (Татьяны Колгановой) и ее пятнадцатилетнего сына (Тимофея Елецкого), — потому что они с ними вероломно и жестоко расправляются при каждой новой встрече.

То, что у финнов, оказывается, есть праздник Иванов день, в который они, словно зомби, набрасываются на иностранцев, о чем главные герои узнают в тюрьме от пакистанца, готовящегося к смерти; то, что в чужой стране, куда, скопив по копейке на путевку (и то «шмоточную»), в коем-то веке отправилась семья, даже полиция не защитит от обезумевшего местного населения; то, что долго умудряющихся не умереть русских ждет у начальника полиции накрытый стол, на котором должны оказаться они же… — кажется сущим трешем. На протяжении всех 70 минут зритель не знает, засмеяться ему, заплакать или просто уйти. Уйти неприлично, поэтому смиренно ждешь последний кадр, выдающий секрет режиссера, что фильм снят вовсе не на телефонную камеру мальчишки-девятиклассника, а на аппаратуру посерьезней.

К чему тогда традиции, если это просто фильм категории B? — вполне закономерный вопрос. Традиция — то, что должно объединять людей. Это как ходить в баню каждый Новый год с друзьями, а потом летать в Санкт-Петербург и находить там свою любовь. Или, в случае с финнами, потрошить внутренности людей в день летнего солнцестояния. Есть и традиция еще со времен Советского Союза ездить за дефицитным товаром за границу. Но героев этого фильма объединяет чисто русская традиция — скооперироваться в борьбе с опасностью. Как в заправском боевике, мать и сын доблестно сражаются с каннибалами, ожидая заката — праздник должен закончиться, а финны — стать снова чудаковатыми добряками.

Кстати, такое наименование, как «зомби» не встречается ни разу. Героиня Татьяны Колгановой предполагает, что это вампиры, звучит и термин «каннибалы», а мальчик, которого играет Тимофей Елецкий, впервые появившийся на большом экране, отвечает ей несколько раз: «Да не знаю я, какая разница, финны». Можно подумать, что это и есть та самая жанровая дерзость. И финны вовсе не обиделись, раз взяли «Шоппинг Тур» на свой фестиваль. Брашинский уверен в хорошем чувстве юмора как своих финских непрофессиональных актеров из массовки, так и остальных их соотечественников.

Традиционное единение матери с сыном служит поводом забыть их многочисленные конфликты, возникающие на почве утраты кормильца (мужа и отца) и пубертатности. Шутка ли, юмор ли, а мать предлагает даже купить сыну пивка и угощает его сигареткой. Зрительный зал в восторге. Мало кому из подростков удавалось завоевать такое расположение родителей. Таким образом, даже серьезная тема превратилась в насмешку над моралью, «Шоппинг тур» — это комедия абсурда, фарс. Но не остроумный каламбур и не меткий фельетон.
Тур к зомбиТур к зомбиТур к зомби









Арина Лисицына

Фотографии слева направо:
1-я и 2-я - фото Аи Якимовой со съемок фильма,
3-я - с сайта kinopoisk.ru
Фото в тексте - постер фильма (официальный сайт фестиваля 2morrowfest.ru)

Категория: Кино большого города