«Я видел, как молодые люди идут на фильм.
Важно, что в зал ведрами не заносили попкорн.
А те, кто заносили, не ели его.»
В. Баранец,
военный обозреватель газеты «КП»
Важно, что в зал ведрами не заносили попкорн.
А те, кто заносили, не ели его.»
В. Баранец,
военный обозреватель газеты «КП»
По моему мнению, Федор Бондарчук - один из немногих успешных российских режиссеров, а фильм «Сталинград» - один из немногих удачных фильмов про события Великой Войны в российском прокате. Если такое кино снимают — значит, люди помнят. И хранят все воспоминания. Даже на киноэкране.
На подготовительные этапы к съемке фильма, строительство декораций, изучение архивных материалов ушло около 5 лети. Бондарчук лично общался с ветеранами, изучал дневники офицеров.
Сценарий, созданный Ильей Тилькиным и Сергеем Снежкиным, практически полностью опирается на архивные материалы и подлинные документы. Реальное общение сценариста с очевидцами Сталинградской битвы легло в основу всего изложения, некоторые его части пересекаются с главами романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба».(«Прямой эфир» с Б.Корчевниковым, эфир от 18.10)
Музыка к фильму написана композитором Анджело Бандаламенти. Главным саундтреком стала композиция What a Wondeful World. «Я сочинил полтора часа музыки, - делился впечатлениями Бандаламети, - в ее создании мне помогла интуиция. Я старался уловить дух каждого из героев и перевести все на слова музыки. Это самая красивая из всех моих работ.» («РадиоМаяк», эфир от 1.10., интервью А.Бандаламети)
Не могу не отметить декорации, в которых разворачивалось действие драмы. Кажется, что это был настоящий город, а не его воссоздание профессиональными художниками. Это подобно путешествию во времени: мы не были в кинозале. Мы были в Сталинграде. Это экскурсия туда, где никто из нас не мог бы побывать.
Главный художник-постановщик С. Иванов доволен проделанной работой. Все декорации воссозданы в натуральную величину, была развернута настоящая стройка с кранами и бульдозерами.(Кино-театр.ru, 1.09. «Сталинград». Интересные факты.) Лишь прототипы зданий и архитектурных сооружений сконцентрировались в одном месте: Дом Павлова, фонтан, универмаг, театр, - очередное эмоциональное усиленное воздействие на сознание публики.
Все, кто снимался в этой картине, не играли на площадке, а проживали жизни: и массовка, и главные герои. Через историю 5 офицеров и молодой девушки словно выражается весь потенциал русского характера, все особенности взаимоотношений в такое сложное время. Справедливый и строгий капитан Громов (П.Федоров), добрый Никифоров (А.Барабаш), Поляков (А. Смоляков) с закаленным характером, заботливая и беззащитная Катя (М.Смольникова), патриот - старшина Краснов (О.Волку), снайпер Чванов (А.Лысенков), который порой отбрасывает пошлые шуточки, - именно они рассказываю сталинградскую историю. Про самое главное на войне.
Немецкий капитан Канн (Т.Кречманн) - особый фашист, как говорил режиссер картины. Это не тот карикатурный образ, который привык видеть зритель в военном кино. Мы сочувствуем ему как человеку, который погряз в этой войне. Он - заложник бесчеловечной идеологии.
Любовь в фильме - это силы противостояния смерти, бессердечию, жестокости. Но картина не совсем о любви. Она о героизме, смелости, храбрости, патриотизме. Любовь - лишь очередное подтверждение человечности, жизненности киноленты.
Связь событий ВОВ с трагедией на Фукусиме, экспозиция «Сталинграда», - выгодное решение, это позволяет найти контакт с современным зрителем, с любой возрастной категорией. Когда русский спасатель успокаивает немецкую девочку, находящуюся под бетонной плитой, он рассказывает про свою семью: «А у меня 5 отцов. И такое бывает». Считаю, это гениальный сценарный шаг, который создает своеобразную интригу на протяжении всего сюжета; впечатляющий лейтмотив кинокартины.
Многие кинокритики отмечают особенным достоинством фильма - его детали. Подлинное копирование эпохи в рамках художественного кино, все подробности, начиная от вооружения, танков, самолетов, самоходных установок до обрывков газет и окурков, - все соответствует военному времени. Это подтверждают команда художников декорация, ветераны, в частности, участник Сталинградской битвы, Ю.Кучинская: «Художественный фильм сделан великолепно». (www.ntv.ru “Ветераны оценили «Сталинград»)
Закадровый голос Бондарчука - очередной приятный и ожидаемый поворот в озвучивании фильма. Нет пафосности и лицемерия, свойственных многим картинам. Сам режиссер словно является главным героем военной драмы.
Фильм создан в формате IMAX 3D, но мне кажется, что кинокартина не потеряла всей своей величественности и искренности в стандартном 2D. В основу сюжета легли сцены, заставляющие зрителя и прослезиться, и нервно подскочить с сидения, - это все, несомненно, не из-за объемности изображения.
Небольшой изъян кинокартины - зрителю тяжело оценить временные рамки происходящего на экране. Сколько по времени длятся действия - день, неделю, месяц? Но на фоне всех событий, всей эмоциональной окраски, недостатки не замечаются вовсе.
Сравнивать кинокартину с советскими работами нет смысла. «Сталинград» - «другой фильм о войне». Это фильм новой эпохи, снят для иного контингента населения. Но при этом, и «старое поколение» утверждает: «Показали истинную войну. Я все это видел наяву. Впечатление осталось положительное» (В. Шестель, РиаНовости, 28.09.13)
Продюсер «Сталинграда», Александр Годнянский, рассказывал: «Этот фильм для тех, кто стоит далеко от войны. Мы хотим заразить страстно-эмоциональным чувством, уважением к ветеранам и погибшим». («Прямой эфир» с Б.Корчевниковым, эфир от 18.10.13)
А Вы заразились?
Олеся Гаврикова