"Мы вернемся, если будем живы,
Если к дому приведет Господь".
Аксаковы - известные представители дворянства. Их предки возводили соборы Киево-Печерской лавры и Московского Кремля; их род дал стране талантливых писателей, композиторов, государственных деятелей и военачальников.
Но что стало с ними после 1917 года..?
Сценаристы и режиссеры фильма ( Игорь Калядин, Алексей Кулешов, Виктор Листов), композитор Виктор Леонидов и профессор Валерий Журавлев - люди, к которым хотелось после премьеры подойти и сказать спасибо за ту невероятную работу, которую они проделали.
Вечер "финансировали" Счетная палата РФ, аппарат Правительства РФ и Аппарат Совета Федерации. Пропускали по приглашениям, тем не менее, людей было достаточно много: в большинстве своём деятели культуры и искусства, но попадались и видные политики, и государственные деятели.
Я сидела на первом ряду, прямо перед сценой и, если была бы возможность повторить этот вечер, я бы посмотрела фильм снова и послушала бы, как в живую пел и играл Виктор Леонидов.
Если фильм можно пересказать - его незачем снимать. И я не буду пересказывать. потому что это невозможно. В двух словах расскажу лишь о том, почему возникла мысль создать этот фильм.
По историческим обстоятельствам этот большой и старинный род вынужден был расколоться на две ветви. Первая линия, уфимско-самарская ветвь, самая известная, именно с ней связана судьба Сергея Тимофеевича Аксакова. Вторая — калужско-московская. О ней мы почти ничего не знаем, потому что она служиво-дворянская, чиновничья. Наконец, есть еще московская ветвь Аксаковых.
Первая серия «хроник» рассказывает о родовых корнях, семье и потомках Сергея Тимофеевича Аксакова, автора «Детских годов Багрова-внука», «Семейной хроники», «Аленького цветочка». Его сыновья Иван и Константин — выдающиеся общественные деятели и публицисты славянофильского направления. Уфимскими землями на губернаторском уровне руководили два представителя этого рода — Петр Аксаков в XVIII веке и Григорий Аксаков в XIX веке.
Вторая серия сделана на основе найденных в Париже мемуаров Татьяны Александровны Аксаковой, жены Бориса Аксакова. Эта женщина прошла через ссылку и сталинские лагеря, а находясь на поселении, записывала свои воспоминания для потомков. Татьяна Александровна была знакома с Анной Ахматовой. Писала стихи.
Ссылки. Лагеря. Все это хрупкой женщине пришлось пройти. Однажды, находясь в ссылке в Саратове она посетовала на одной из дружеских посиделок на крайне низкий уровень преподавания в СГУ, за что и была сослана. Позже ей довелось преподавать в школе рабочей молодежи. Ее ученики вспоминают ее , как святую женщину. Говорят, для нее не имело значения социальное происхождение человека. Со всеми на равных. Со всеми , как с равноправными личностями. Татьяна Александровна была настоящей дворянкой. Она рассказывала, что если бы юные дворяне посмели не то что руку поднять на слуг, но и прикрикнуть, тотчас были бы наказаны своими родителями.
Ученики Татьяны Александровны вспоминают ее как не только красивую образованную женщину, в чьих глубоких глазах находился ответ на любые проблемы, но и как человека самоотверженного, доброго, мужественного. У Татьяны Александровны была возможность уехать в Париж, она перевезла туда двоих своих сыновей, но осталась в России. И нельзя выразить лучше, чем это сделала Анна Ахматова отношение Татьяны Александровны к России тогда.
Нет! и не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
- Созданием фильма занимался два года, до меня работа велась с начала 90-х и даже с 1988 года", — рассказывал И. И. Калядин. — Пообщавшись с людьми, которые занимаются серьезно исследовательской работой и очень много находят из истории своих предков, я просто заразился этим. Как обстояло дело во время репрессий? После ареста родословные сжигали, фотографии родственников выбрасывали, потому что понимали: это опасно для жизни. В результате стиралась память о целых поколениях. Потом уже люди, ничего не знающие о своих предках, пытались это прошлое восстановить, вели огромную работу в архивах спецслужб. Нашли много имен, людей реабилитировали и обнаружили целые цепочки родственников по всему миру. Принцип один: семья — это основа государства. Без семьи нет истории. Если будет такая же крепкая семья, как у Сергея Тимофеевича Аксакова, тогда ничего не страшно!
Третья серия посвящена московской ветви Аксаковых. Их разметало по всему миру — Аргентина, Франция, Австралия… Авторы фильма летали туда и встречались с представителями этого рода.
- Революцию не приняли дворяне Аксаковы ни той, ни другой линии, — рассказывает автор сценария фильма Алексей Станиславович Кулешов. Московская ветвь основательно забыта. Почему? Ответ мы нашли в закрытых архивах. О происшедшем и рассказывают три серии фильма длительностью по сорок минут каждая.
В последних кадрах семейной хроники, как бы подводя итог, прозвучала печальная и глубокая мысль: «Быть может, некоторые наши герои — не великие личности, в тишине и безвестности прошли они свое земное поприще, но это были люди, и их жизнь станет любопытной и поучительной для потомков. Да не оскорбится же память их никаким пристрастным судом, никаким легкомысленным словом!»
"Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград".
А.Ахматова
Смыслом жизни семьи Аксаковых было служение России. Служение ей везде - в тюрьме, в подземелье, на войне, в мире.
Говорят, у Аксаковых, был тяжелый характер. Безупречная честность во всем была для окружающих под час тяжким бременем.
Знаете, дорогие читатели, я не люблю писать о революции. Не люблю истерик. Я считаю, что все намного сложнее. Не могу и не имею права оправдывать "белых" "красных". Я скажу словами Сергея Аксакова, дворянина, пострадавшего от советской власти: " Я стоял тогда на берегу и отчаянно молился и за тех и за других, и за правых и за левых, за братьев молился своих".
Ирина Тихонова
Если к дому приведет Господь".
Аксаковы - известные представители дворянства. Их предки возводили соборы Киево-Печерской лавры и Московского Кремля; их род дал стране талантливых писателей, композиторов, государственных деятелей и военачальников.
Но что стало с ними после 1917 года..?
Сценаристы и режиссеры фильма ( Игорь Калядин, Алексей Кулешов, Виктор Листов), композитор Виктор Леонидов и профессор Валерий Журавлев - люди, к которым хотелось после премьеры подойти и сказать спасибо за ту невероятную работу, которую они проделали.
Вечер "финансировали" Счетная палата РФ, аппарат Правительства РФ и Аппарат Совета Федерации. Пропускали по приглашениям, тем не менее, людей было достаточно много: в большинстве своём деятели культуры и искусства, но попадались и видные политики, и государственные деятели.
Я сидела на первом ряду, прямо перед сценой и, если была бы возможность повторить этот вечер, я бы посмотрела фильм снова и послушала бы, как в живую пел и играл Виктор Леонидов.
Если фильм можно пересказать - его незачем снимать. И я не буду пересказывать. потому что это невозможно. В двух словах расскажу лишь о том, почему возникла мысль создать этот фильм.
По историческим обстоятельствам этот большой и старинный род вынужден был расколоться на две ветви. Первая линия, уфимско-самарская ветвь, самая известная, именно с ней связана судьба Сергея Тимофеевича Аксакова. Вторая — калужско-московская. О ней мы почти ничего не знаем, потому что она служиво-дворянская, чиновничья. Наконец, есть еще московская ветвь Аксаковых.
Первая серия «хроник» рассказывает о родовых корнях, семье и потомках Сергея Тимофеевича Аксакова, автора «Детских годов Багрова-внука», «Семейной хроники», «Аленького цветочка». Его сыновья Иван и Константин — выдающиеся общественные деятели и публицисты славянофильского направления. Уфимскими землями на губернаторском уровне руководили два представителя этого рода — Петр Аксаков в XVIII веке и Григорий Аксаков в XIX веке.
Вторая серия сделана на основе найденных в Париже мемуаров Татьяны Александровны Аксаковой, жены Бориса Аксакова. Эта женщина прошла через ссылку и сталинские лагеря, а находясь на поселении, записывала свои воспоминания для потомков. Татьяна Александровна была знакома с Анной Ахматовой. Писала стихи.
Ссылки. Лагеря. Все это хрупкой женщине пришлось пройти. Однажды, находясь в ссылке в Саратове она посетовала на одной из дружеских посиделок на крайне низкий уровень преподавания в СГУ, за что и была сослана. Позже ей довелось преподавать в школе рабочей молодежи. Ее ученики вспоминают ее , как святую женщину. Говорят, для нее не имело значения социальное происхождение человека. Со всеми на равных. Со всеми , как с равноправными личностями. Татьяна Александровна была настоящей дворянкой. Она рассказывала, что если бы юные дворяне посмели не то что руку поднять на слуг, но и прикрикнуть, тотчас были бы наказаны своими родителями.
Ученики Татьяны Александровны вспоминают ее как не только красивую образованную женщину, в чьих глубоких глазах находился ответ на любые проблемы, но и как человека самоотверженного, доброго, мужественного. У Татьяны Александровны была возможность уехать в Париж, она перевезла туда двоих своих сыновей, но осталась в России. И нельзя выразить лучше, чем это сделала Анна Ахматова отношение Татьяны Александровны к России тогда.
Нет! и не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
- Созданием фильма занимался два года, до меня работа велась с начала 90-х и даже с 1988 года", — рассказывал И. И. Калядин. — Пообщавшись с людьми, которые занимаются серьезно исследовательской работой и очень много находят из истории своих предков, я просто заразился этим. Как обстояло дело во время репрессий? После ареста родословные сжигали, фотографии родственников выбрасывали, потому что понимали: это опасно для жизни. В результате стиралась память о целых поколениях. Потом уже люди, ничего не знающие о своих предках, пытались это прошлое восстановить, вели огромную работу в архивах спецслужб. Нашли много имен, людей реабилитировали и обнаружили целые цепочки родственников по всему миру. Принцип один: семья — это основа государства. Без семьи нет истории. Если будет такая же крепкая семья, как у Сергея Тимофеевича Аксакова, тогда ничего не страшно!
Третья серия посвящена московской ветви Аксаковых. Их разметало по всему миру — Аргентина, Франция, Австралия… Авторы фильма летали туда и встречались с представителями этого рода.
- Революцию не приняли дворяне Аксаковы ни той, ни другой линии, — рассказывает автор сценария фильма Алексей Станиславович Кулешов. Московская ветвь основательно забыта. Почему? Ответ мы нашли в закрытых архивах. О происшедшем и рассказывают три серии фильма длительностью по сорок минут каждая.
В последних кадрах семейной хроники, как бы подводя итог, прозвучала печальная и глубокая мысль: «Быть может, некоторые наши герои — не великие личности, в тишине и безвестности прошли они свое земное поприще, но это были люди, и их жизнь станет любопытной и поучительной для потомков. Да не оскорбится же память их никаким пристрастным судом, никаким легкомысленным словом!»
"Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград".
А.Ахматова
Смыслом жизни семьи Аксаковых было служение России. Служение ей везде - в тюрьме, в подземелье, на войне, в мире.
Говорят, у Аксаковых, был тяжелый характер. Безупречная честность во всем была для окружающих под час тяжким бременем.
Знаете, дорогие читатели, я не люблю писать о революции. Не люблю истерик. Я считаю, что все намного сложнее. Не могу и не имею права оправдывать "белых" "красных". Я скажу словами Сергея Аксакова, дворянина, пострадавшего от советской власти: " Я стоял тогда на берегу и отчаянно молился и за тех и за других, и за правых и за левых, за братьев молился своих".
Ирина Тихонова