Репертуар московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова насыщен не только интересными постановками с эпохальным разбросом от бельканто до веризма, от классики до творений наших современников, но и уникальными концертными программами. Особое место занимают камерные и симфонические концерты-посвящения, которые бывают приурочены к важнейшим событиям отечественной и мировой музыки, истории, культуры, жизни.
Что можно без каких-либо преувеличений назвать одной из главных вех прошедшего столетия, совершившей переворот в судьбах миллионов человек, проживающих на нашей огромной планете в течение вот уже нескольких поколений? Уверена, многие ответят: Вторая Мировая война (1 сентября 1939 – 2 сентября 1945), в том числе один из ее ключевых эпизодов – Великая Отечественная война (22 июня 1941 – 9 мая 1945). 9 мая 1945 года она завершилась долгожданной победой, выстраданной кровью, потом, слезами, отчаянием, несгибаемой верой и безграничным оптимизмом советского народа. «Праздник со слезами на глазах» - один из самых торжественных и светлых дней.
Полная и безоговорочная капитуляция фашистских захватчиков – итог, и вела к нему долгая, трудная дорога длиной в 1418 дней. Состоял этот путь из многочисленных боев, битв и сражений. Некоторые из них стали теми «ступенями», какие должны были пройти советские войска, чтобы свергнуть с пьедестала грозного врага. Одним из таких «этапов» стала Битва под Москвой (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942). Итог ее таков: несмотря на огромное количество потерь (более 500 тысяч человек убитыми и более 140 тысяч – ранеными), отечественная армия не пустила врага на территорию столицы, защитила и отстояла ключевой стратегический объект огромной страны. В 2016-17 годах отмечается 75-летие этой важнейшей битвы. За это время в городе проводится множество социальных, культурных, просветительских, образовательных, воспитательных и иных мероприятий, как муниципального, так и федерального значения.
11 декабря 2016 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся концерт «Песни военных лет», посвященный 75-летию Битвы под Москвой. В нем приняли участие солисты Ирина Байкова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Нурлан Бекмухамбетов (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор), Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор), Андрей Бреус (баритон), Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Борис Жуков (бас); симфонический оркестр театра, дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В этот вечер звучали песни, любимые несколькими поколениями меломанов Советского Союза и России: «Вот солдаты идут» (музыка К.Молчанова, стихи М.Львовского), «В землянке» (музыка К.Листова, стихи А.Суркова), «Прощание» (музыка Т.Хренникова, стихи Ф.Кравченко), «Жди меня, и я вернусь» (музыка К.Молчанова, стихи К.Симонова), «Дорожка фронтовая» (музыка Б.Мокроусова, стихи Н.Лабковского и Б.Ласкина), «Горячий снег» (музыка А.Пахмутовой, стихи М.Львова), «Смуглянка» (музыка А.Новикова, стихи Я.Шведова), «Голубой конверт» (музыка Ю.Милютина, стихи В.Замятина), «Темная ночь» (музыка Н.Богословского, стихи В.Агатова), «На солнечной поляночке» (музыка В.Соловьева-Седого, стихи А.Фатьянова), «Баллада о матери» (музыка Е.Мартынова, стихи А.Дементьева), «Севастопольский вальс» (музыка К.Листова, стихи Г.Рублева), «Поклонимся великим тем годам» (музыка А.Пахмутовой, стихи М.Львова), «Горит черноморское солнце» (музыка А.Долуханяна, стихи М.Лисянского), «Дороги» (музыка А.Новикова, стихи Л.Ошанина), «Огонек» (музыка неизвестного автора, стихи М.Исаковского), «За того парня» (музыка М.Фрадкина, стихи Р.Рождественского), «Лизавета» (музыка Н.Богословского, стихи Е.Долматовского), «Журавли» (музыка Я.Френкеля, стихи Р.Гамзатова, перевод Н.Гребнева), «Письмо отца» (музыка Е.Мартынова, стихи А.Дементьева и Д.Усманова), Вальс из музыки к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (А.И.Хачатурян), «Песня о далекой родине» (музыка М.Таривердиева, стихи Р.Рождественского), «Ехал я из Берлина» (музыка И.Дунаевского, стихи Л.Ошанина), «День Победы» (музыка Д.Тухманова, стихи В.Харитонова).
Это концерт, где каждая песня давно знакома и любима. Все эти произведения живут внутри нас, исполняются душой и сердцем. Любая миниатюра, исполняемая симфоническим оркестром, не только не теряет свой глубокий сакральный смысл, близкий и понятный каждому человеку, но и приобретает яркость, силу и антураж. Такое музыкальное сопровождение делает каждый образ значимой частью некоего огромного полотна. Отдельно взятая история становится достоянием чего-то колоссального, глобального – народа, страны, эпохи.
Солисты театра «Новая Опера» - не только виртуозные вокалисты, но и драматические актеры. Они буквально проживают каждое мгновение той истории, какая рассказывается в исполняемых произведениях. Не потому ли ком в горле встает (а затем очень долго не «проглатывается») все минуты звучания каждой песни? Не потому ли слезы, едва успев высохнуть, наворачиваются на глаза снова, едва начинается следующий номер концерта? Не потому ли воображение рисует картины страшного горя людей, потерявших в те великие годы своих детей, родителей, мужей, жен, братьев, сестер, друзей? Не потому ли так живо представляются отважные воины, проводящие наедине с собой недолгие минуты, предшествующие ответственному сражению, их тяжкие думы, страхи, надежды?
Много горя внесла война в жизнь народа. За без малого четыре года не было числа потерям, слезам, отчаянию, страданиям, страху, унижениям, голоду, холоду и т.д. Но было у этих людей кое-что еще. Внутренний свет, несгибаемая воля, сильный характер, безграничная вера в лучшее будущее. Несмотря ни на что люди продолжали жить, любить, работать, учиться и надеяться, что все будет хорошо.
Каждая история, прожитая в этот вечер и артистами, и зрителями, буквально пропитана живыми человеческими чувствами и эмоциями. Здесь есть место и ностальгии, и тоске, и печали, и грусти, и бодрости, и оптимизму, и лиризму, и драматизму, и раздумьям, и решительности, и т.д. Все живые «картины» создаются при помощи средств музыкальной выразительности, нежного, «хрустального» сопрано, звонких, ярких теноров, бархатисто-благородных баритонов и мощно-брутального баса.
Очень сильное впечатление произвел на меня вальс А.И.Хачатуряна из музыки к драме «Маскарад» (спектакль театра имени Вахтангова), казалось бы, не имеющий отношения к песням военных лет. Оркестровая мелодия, где каждая реприза основной темы звучит со все более и более нарастающим драматизмом, а праздник обретает все больше трагических нот, очень эффектно подчеркивает музыкальную панораму войны.
Когда-то, в обозримом прошлом, эти песни (в том числе) по-настоящему укрепили душевные и эмоциональные силы народа, вынужденного отбиваться от вторгшегося на территорию его родины врага. Несмотря на колоссальные потери, наши предки смогли отстоять Москву, не дали фашистским захватчикам захватить столицу огромной страны. Непростая история города-героя и его жителей прозвучала в финале концерта. Номер «на бис» - официальный гимн города, «Моя Москва» (музыка И.Дунаевского, стихи М.Лисянского и С.Аграняна). В этот момент чувствовалось полное единение артистов со зрителями (коих в зале присутствовало пять поколений, от героев Великой Отечественной до их совсем еще юных праправнуков). Благодарная публика приветствовала заключительное произведение стоячей овацией, в глазах многих стояли слезы.
К сожалению, современные представители подрастающего поколения – последние люди, которые могут узнать о событиях военных лет непосредственно из уст их участников и/или очевидцев. Некоторым из них о тех событиях рассказывают уже более молодые родственники. Очень хочется верить, что истинные факты не забудутся, а семьи будут бережно, точно драгоценную реликвию, хранить и передавать их своим детям, внукам, правнукам еще очень долго.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Что можно без каких-либо преувеличений назвать одной из главных вех прошедшего столетия, совершившей переворот в судьбах миллионов человек, проживающих на нашей огромной планете в течение вот уже нескольких поколений? Уверена, многие ответят: Вторая Мировая война (1 сентября 1939 – 2 сентября 1945), в том числе один из ее ключевых эпизодов – Великая Отечественная война (22 июня 1941 – 9 мая 1945). 9 мая 1945 года она завершилась долгожданной победой, выстраданной кровью, потом, слезами, отчаянием, несгибаемой верой и безграничным оптимизмом советского народа. «Праздник со слезами на глазах» - один из самых торжественных и светлых дней.
Полная и безоговорочная капитуляция фашистских захватчиков – итог, и вела к нему долгая, трудная дорога длиной в 1418 дней. Состоял этот путь из многочисленных боев, битв и сражений. Некоторые из них стали теми «ступенями», какие должны были пройти советские войска, чтобы свергнуть с пьедестала грозного врага. Одним из таких «этапов» стала Битва под Москвой (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942). Итог ее таков: несмотря на огромное количество потерь (более 500 тысяч человек убитыми и более 140 тысяч – ранеными), отечественная армия не пустила врага на территорию столицы, защитила и отстояла ключевой стратегический объект огромной страны. В 2016-17 годах отмечается 75-летие этой важнейшей битвы. За это время в городе проводится множество социальных, культурных, просветительских, образовательных, воспитательных и иных мероприятий, как муниципального, так и федерального значения.
11 декабря 2016 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся концерт «Песни военных лет», посвященный 75-летию Битвы под Москвой. В нем приняли участие солисты Ирина Байкова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Нурлан Бекмухамбетов (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор), Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор), Андрей Бреус (баритон), Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Борис Жуков (бас); симфонический оркестр театра, дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В этот вечер звучали песни, любимые несколькими поколениями меломанов Советского Союза и России: «Вот солдаты идут» (музыка К.Молчанова, стихи М.Львовского), «В землянке» (музыка К.Листова, стихи А.Суркова), «Прощание» (музыка Т.Хренникова, стихи Ф.Кравченко), «Жди меня, и я вернусь» (музыка К.Молчанова, стихи К.Симонова), «Дорожка фронтовая» (музыка Б.Мокроусова, стихи Н.Лабковского и Б.Ласкина), «Горячий снег» (музыка А.Пахмутовой, стихи М.Львова), «Смуглянка» (музыка А.Новикова, стихи Я.Шведова), «Голубой конверт» (музыка Ю.Милютина, стихи В.Замятина), «Темная ночь» (музыка Н.Богословского, стихи В.Агатова), «На солнечной поляночке» (музыка В.Соловьева-Седого, стихи А.Фатьянова), «Баллада о матери» (музыка Е.Мартынова, стихи А.Дементьева), «Севастопольский вальс» (музыка К.Листова, стихи Г.Рублева), «Поклонимся великим тем годам» (музыка А.Пахмутовой, стихи М.Львова), «Горит черноморское солнце» (музыка А.Долуханяна, стихи М.Лисянского), «Дороги» (музыка А.Новикова, стихи Л.Ошанина), «Огонек» (музыка неизвестного автора, стихи М.Исаковского), «За того парня» (музыка М.Фрадкина, стихи Р.Рождественского), «Лизавета» (музыка Н.Богословского, стихи Е.Долматовского), «Журавли» (музыка Я.Френкеля, стихи Р.Гамзатова, перевод Н.Гребнева), «Письмо отца» (музыка Е.Мартынова, стихи А.Дементьева и Д.Усманова), Вальс из музыки к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (А.И.Хачатурян), «Песня о далекой родине» (музыка М.Таривердиева, стихи Р.Рождественского), «Ехал я из Берлина» (музыка И.Дунаевского, стихи Л.Ошанина), «День Победы» (музыка Д.Тухманова, стихи В.Харитонова).
Это концерт, где каждая песня давно знакома и любима. Все эти произведения живут внутри нас, исполняются душой и сердцем. Любая миниатюра, исполняемая симфоническим оркестром, не только не теряет свой глубокий сакральный смысл, близкий и понятный каждому человеку, но и приобретает яркость, силу и антураж. Такое музыкальное сопровождение делает каждый образ значимой частью некоего огромного полотна. Отдельно взятая история становится достоянием чего-то колоссального, глобального – народа, страны, эпохи.
Солисты театра «Новая Опера» - не только виртуозные вокалисты, но и драматические актеры. Они буквально проживают каждое мгновение той истории, какая рассказывается в исполняемых произведениях. Не потому ли ком в горле встает (а затем очень долго не «проглатывается») все минуты звучания каждой песни? Не потому ли слезы, едва успев высохнуть, наворачиваются на глаза снова, едва начинается следующий номер концерта? Не потому ли воображение рисует картины страшного горя людей, потерявших в те великие годы своих детей, родителей, мужей, жен, братьев, сестер, друзей? Не потому ли так живо представляются отважные воины, проводящие наедине с собой недолгие минуты, предшествующие ответственному сражению, их тяжкие думы, страхи, надежды?
Много горя внесла война в жизнь народа. За без малого четыре года не было числа потерям, слезам, отчаянию, страданиям, страху, унижениям, голоду, холоду и т.д. Но было у этих людей кое-что еще. Внутренний свет, несгибаемая воля, сильный характер, безграничная вера в лучшее будущее. Несмотря ни на что люди продолжали жить, любить, работать, учиться и надеяться, что все будет хорошо.
Каждая история, прожитая в этот вечер и артистами, и зрителями, буквально пропитана живыми человеческими чувствами и эмоциями. Здесь есть место и ностальгии, и тоске, и печали, и грусти, и бодрости, и оптимизму, и лиризму, и драматизму, и раздумьям, и решительности, и т.д. Все живые «картины» создаются при помощи средств музыкальной выразительности, нежного, «хрустального» сопрано, звонких, ярких теноров, бархатисто-благородных баритонов и мощно-брутального баса.
Очень сильное впечатление произвел на меня вальс А.И.Хачатуряна из музыки к драме «Маскарад» (спектакль театра имени Вахтангова), казалось бы, не имеющий отношения к песням военных лет. Оркестровая мелодия, где каждая реприза основной темы звучит со все более и более нарастающим драматизмом, а праздник обретает все больше трагических нот, очень эффектно подчеркивает музыкальную панораму войны.
Когда-то, в обозримом прошлом, эти песни (в том числе) по-настоящему укрепили душевные и эмоциональные силы народа, вынужденного отбиваться от вторгшегося на территорию его родины врага. Несмотря на колоссальные потери, наши предки смогли отстоять Москву, не дали фашистским захватчикам захватить столицу огромной страны. Непростая история города-героя и его жителей прозвучала в финале концерта. Номер «на бис» - официальный гимн города, «Моя Москва» (музыка И.Дунаевского, стихи М.Лисянского и С.Аграняна). В этот момент чувствовалось полное единение артистов со зрителями (коих в зале присутствовало пять поколений, от героев Великой Отечественной до их совсем еще юных праправнуков). Благодарная публика приветствовала заключительное произведение стоячей овацией, в глазах многих стояли слезы.
К сожалению, современные представители подрастающего поколения – последние люди, которые могут узнать о событиях военных лет непосредственно из уст их участников и/или очевидцев. Некоторым из них о тех событиях рассказывают уже более молодые родственники. Очень хочется верить, что истинные факты не забудутся, а семьи будут бережно, точно драгоценную реликвию, хранить и передавать их своим детям, внукам, правнукам еще очень долго.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии