В театре имени Евгения Вахтангова возникла замечательная традиция – начинать календарный год с презентации новых книг. Три года назад это были произведения об Анатолии Кацынском и Николае Гриценко, в прошлом - «В саду Римаса Туминаса» и «Вахтанговские легенды» Галины Коноваловой. Сегодня же вышли в свет две абсолютно разные и совершенно необходимые любителям театра книги: «Мое горькое, горькое счастье», принадлежащая перу Народной артистки России Людмилы Максаковой, и «Римас Туминас. Московские спектакли» искусствоведа Дмитрия Трубочкина.
Людмила Васильевна рассказывает не только о своем театре и съемках в кино, но и об интересных людях, с которыми ее сводила судьба, родных и близких, своем взрослении, даже о собственном доме, но, по словам выдающегося искусствоведа Инны Натановны Соловьевой, в обстоятельства своей жизни не введет.
Вера Анатольевна Максимова, театровед, театральный критик:
Это книга действительно прелестная, до легкости. Книга, как и телевизионный экран, ужасная штука. Притвориться невозможно. Книга является портретом человека, если, конечно, человек не поставил перед собой задачу скрыться за страницами. Эта книга совершенно прозрачная. Я Людмилу Васильевну увидела, я ее почувствовала и, начиная с обложки, книга очень красивая, блистательная, замечательно сделанная. И это по тону, по стилю, по росту актрисе Людмиле Максаковой. Я знала, что она пишет, и пока она писала, у меня были всякие подозрения. Потому что пишущих хорошо актеров почти нет. Долгий опыт жизни приучил меня, что часто обманывают, поэтому я думала: «Неужели, сама?». Оказалось, что сама. Действительно, очень изящное, простое и при этом крайне выразительное письмо.
Вторая представленная книга несколько сложнее, особенно для неподготовленного читателя. В ней дается детальный анализ всех московских постановок Римаса Туминаса, мастера метафор и загадок, поэтому интересна она не только заядлым театралам, но и профессионалам – искусствоведам, режиссерам, актерам, художникам.
Дмитрий Трубочкин, искусствовед, автор книги «Римас Туминас. Московские спектакли».
Я решил задумать книжку достаточно просто по структуре – охарактеризовать режиссера через спектакли. Я очень серьезно отношусь к театроведению. Это не историческая наука, это эстетика. Есть несколько девизов. Первый девиз – самый древний - «без гнева и пристрастия». Это не значит, что нужно быть бесстрастным в искусстве, без страсти в искусстве ничего не поймешь, тем более, в спектаклях Римаса Владимировича, не отдаваться стихии оценок «вот это хорошо, а это плохо», а характеризовать серьезно, подробно и с доверием, которое эти спектакли внушают. Они очень серьезно устроены, мне хотелось в них разобраться, дать себе отчет, почему мне что-то нравится. Это есть театроведческий материал о современном режиссере, который мне хотелось бы показать. Потом есть еще один замечательный девиз в классической эстетике, я его хорошо помню, пытаюсь осуществлять. Что такое эстетическое восприятие? Это способность мыслить и с доверием, и с расположением, и с симпатией к актеру, к спектаклю, к театру. Мы стараемся воспринимать (это профессиональная черта) спектакли всех режиссеров с доверием и с симпатией, но бывает, что через 10-15 минут после начала спектакля рушится и доверие, и симпатия. А вот Римас Владимирович, его спектакли – это мой личный опыт и не только мой – когда относишься к ним с начальным доверием, этим эстетическим, человеческим доверием, оно крепнет, ширится, наполняется новыми фактами, хочется задавать вопросы, хочется с артистом побеседовать. Мне хотелось дать именно такой научный взгляд, написать научную книжку.
Там все спектакли за 14 лет, начиная с «Играем Шиллера» и заканчивая «Улыбнись нам, господи» в театре Вахтангова.
Я взял эпиграфом слова Пастернака:
Не знаю, решена ль
Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя – подробна.
Вот эта подробность жизни – то, что покоряет в спектаклях Римаса Владимировича.
Обе книги уже можно приобрести в театральном киоске. Торопитесь, тираж ограничен!
Марина Айриянц
Фотографии автора