Много ли мы знаем об одном из величайших русских художников 20 века Николае Константиновиче Рерихе? Например, знаем ли мы, что мнение Л.Н. Толстого имело для него большое значение, как, впрочем, для многих молодых художников на рубеже 19 и 20 века? Знаем ли мы, что он принес на показ Льву Николаевичу свою дипломную работу (в 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств) «Гонец» (изображено: гонец на лодке, спешащий принести весть о войне). Нужно сказать, великий писатель не всех жаловал, многие не удостаивались даже короткого комментария. Но на эту композицию он смотрел долго, до тех пор, пока, наконец, не произнес: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше - жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!» Это напутствие стало заветом жизни для великого художника с мировым именем, мыслителя, глубочайшего философа, общественного деятеля, мистика, ученого, археолога, поэта, педагога - Николая Константиновича Рериха.
Этого выдающегося деятеля почитали во всем мире, кроме родной страны. Рерих со своей семьей был вынужден покинуть Россию после революции 1917 года. Однако Николай Константинович всегда оставался патриотом, издавал журнал «Новости СССР». Он очень любил свою отчизну, считал, что у нее особенный путь и великое будущее. Он всегда помнил напутствие Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».
Рерихов приглашают в Швецию, затем в Лондон, а в 1920 году Николаю Константиновичу приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны. За счёт предоставленных средств Рерих основывает корпорацию «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке появился Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. А в ноябре 1923 года открылся нью-йоркский музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника. Президент США Рузвельт ценил Рериха за его вклад в искусство и человеческие качества (об этом свидетельствует найденная переписка). Президент США подписал вместе с Николаем Константиновичем пакт о защите культурных ценностей 15 апреля 1935 г. Важно сказать, что именно Соединенные Штаты оплатили великую «рериховскую» транс-гималайскую экспедицию.
Но что было особенного в его творчестве? Его картины в стиле Нью-Эйдж (также называемое движением «Новой эры», «Эрой Водолея» и «Новым веком», зародившимся и сформировавшимся в XX веке, в процессе развития независимых теософских групп Великобритании и других стран) многим не понятны, других пугают, третьих зачаровывают. Это не случайно. Глядя на них, ты словно попадаешь в другой измерение. Оно столь далекое и неизведанное, и, в то же время, близкое и родное. Все его картины проникнуты мистицизмом, загадочностью. Полутона переходят в яркие, бушующие краски, и снова все сменяется прозрачной дымкой над горами. Усталый путник, гонец, волхвы, посланники света, чудо-конь с философским камнем на спине – герои его работ. Они все идут по горным тропам, среди скал, там, где земля соприкасается с небом, для того чтобы принести людям знание, полученное в легендарной стране Шамбале, которой Рерих посвятил большинство своих работ. Страна востока Шамбала сокрыта от всех Гималаями, найти ее невозможно, тибетцы говорят, что туда пускают лишь по приглашению, там живут мудрецы, намного опередившие в своем умственном и духовном развитии обычных людей, известна она простым людям лишь из многочисленных легенд и сказаний, которые, как принято верить, берут свое начало из рассказов просвещенных. Говорят, что великий Будда, а позднее Иисус побывали в той стране. Миф о пещере Платона, тоже привязывают к легендарной стране «Кто-то должен выйти из пещеры на свет и затем вновь вернуться обратно, чтобы рассказать о нем людям». Вероятно, именно об этом свете нам и пытался рассказать Николай Константинович. А знайте ли вы, что художническая прозорливость Н.К. Рериха, его способность к сквозному видению сущности людей и событий, точность оценок и решений, столь поражавшее окружающих, позволили Горькому назвать его величайшим интуитивистом в связи с его пророческой предвоенной серией картин? Однако не только Константин Николаевич обладал способностью видеть «иной мир». Упоминаемая серия картин была создана на основе пророческих снов его супруги Елены Ивановны Рерих.
Отвлекаясь от Работ Рериха, необходимо сказать о его силе духа, на жизнь его семьи пришлось немало тяжких испытаний. Как уже сказано ранее, они были гонимы из России большевиками, совершали паломнический путь через пол Евразии, и, несмотря на все испытания, остались верны своим идеалам. Идеалам духовной чистоты, революцией человеческого сознания, доброты и любви ко всем на Земле. Рерихи объявляли Землю своей родиной, говорили, что все мы «граждане мира». В итоге - нашли свой дом в Индии. Они знали великую тайну. Поговаривают, что Рерихи были в Шамбале и что их туда пригласили, для того чтобы они могли раскрыть эту тайну людям.
Мария Тюпина
Иллюстрации - картины Н.К.Рериха
Этого выдающегося деятеля почитали во всем мире, кроме родной страны. Рерих со своей семьей был вынужден покинуть Россию после революции 1917 года. Однако Николай Константинович всегда оставался патриотом, издавал журнал «Новости СССР». Он очень любил свою отчизну, считал, что у нее особенный путь и великое будущее. Он всегда помнил напутствие Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».
Рерихов приглашают в Швецию, затем в Лондон, а в 1920 году Николаю Константиновичу приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны. За счёт предоставленных средств Рерих основывает корпорацию «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке появился Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. А в ноябре 1923 года открылся нью-йоркский музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника. Президент США Рузвельт ценил Рериха за его вклад в искусство и человеческие качества (об этом свидетельствует найденная переписка). Президент США подписал вместе с Николаем Константиновичем пакт о защите культурных ценностей 15 апреля 1935 г. Важно сказать, что именно Соединенные Штаты оплатили великую «рериховскую» транс-гималайскую экспедицию.
Но что было особенного в его творчестве? Его картины в стиле Нью-Эйдж (также называемое движением «Новой эры», «Эрой Водолея» и «Новым веком», зародившимся и сформировавшимся в XX веке, в процессе развития независимых теософских групп Великобритании и других стран) многим не понятны, других пугают, третьих зачаровывают. Это не случайно. Глядя на них, ты словно попадаешь в другой измерение. Оно столь далекое и неизведанное, и, в то же время, близкое и родное. Все его картины проникнуты мистицизмом, загадочностью. Полутона переходят в яркие, бушующие краски, и снова все сменяется прозрачной дымкой над горами. Усталый путник, гонец, волхвы, посланники света, чудо-конь с философским камнем на спине – герои его работ. Они все идут по горным тропам, среди скал, там, где земля соприкасается с небом, для того чтобы принести людям знание, полученное в легендарной стране Шамбале, которой Рерих посвятил большинство своих работ. Страна востока Шамбала сокрыта от всех Гималаями, найти ее невозможно, тибетцы говорят, что туда пускают лишь по приглашению, там живут мудрецы, намного опередившие в своем умственном и духовном развитии обычных людей, известна она простым людям лишь из многочисленных легенд и сказаний, которые, как принято верить, берут свое начало из рассказов просвещенных. Говорят, что великий Будда, а позднее Иисус побывали в той стране. Миф о пещере Платона, тоже привязывают к легендарной стране «Кто-то должен выйти из пещеры на свет и затем вновь вернуться обратно, чтобы рассказать о нем людям». Вероятно, именно об этом свете нам и пытался рассказать Николай Константинович. А знайте ли вы, что художническая прозорливость Н.К. Рериха, его способность к сквозному видению сущности людей и событий, точность оценок и решений, столь поражавшее окружающих, позволили Горькому назвать его величайшим интуитивистом в связи с его пророческой предвоенной серией картин? Однако не только Константин Николаевич обладал способностью видеть «иной мир». Упоминаемая серия картин была создана на основе пророческих снов его супруги Елены Ивановны Рерих.
Отвлекаясь от Работ Рериха, необходимо сказать о его силе духа, на жизнь его семьи пришлось немало тяжких испытаний. Как уже сказано ранее, они были гонимы из России большевиками, совершали паломнический путь через пол Евразии, и, несмотря на все испытания, остались верны своим идеалам. Идеалам духовной чистоты, революцией человеческого сознания, доброты и любви ко всем на Земле. Рерихи объявляли Землю своей родиной, говорили, что все мы «граждане мира». В итоге - нашли свой дом в Индии. Они знали великую тайну. Поговаривают, что Рерихи были в Шамбале и что их туда пригласили, для того чтобы они могли раскрыть эту тайну людям.
Мария Тюпина
Иллюстрации - картины Н.К.Рериха