интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Искусство созерцать » Об этом нельзя молчать! Или можно?

 
 
 

Об этом нельзя молчать! Или можно?

Автор: Ольга Анциферова от 12-07-2011, 19:34, посмотрело: 2579

10 июля москвичи могли в последний раз увидеть вживую лучшие работы победителей самого престижного в мире конкурса среди фотожурналистов World Press Photo 2011. За месяц в Москве ее посетили более десятка тысяч человек. На очереди Самара (15 - 31 июля), Казань (5 - 25 августа) и Санкт-Петербург (26 августа – 15 сентября). Чем же так примечательна выставка?

Для начала позвольте небольшую аннотацию. 54-ый год подряд международное независимое жури, состоящее из ведущих фоторепортеров мира, отбирает лучшие работы в 9 номинациях (Горячие новости, События, Люди в новостях, Спорт, Проблемы современности, Повседневная жизнь, Портреты, Искусство и развлечения и Природа), представленные агентствами, газетами и журналами со всех уголков Земли. Лауреаты определяются в финале конкурса в Амстердаме каждый февраль, после чего их творения отправляются путешествовать по свету.

Дабы жители багополучных стран не забывали о своих менее сытых и здоровых соседях по планете. Ну, или могли порадоваться, что не они герои этих снимков. «Фотографии содержат сцены жестокости и смерти» - гласит табличка перед входом. И это чистая правда. Вот объектив камеры выловил прыгающего с моста самоубийцу и отрезанную голову невинной жертвы мексиканских наркоторговцев. А вот и десятки трупов жертв землетрясения в Тибете. Рядом расположилась серия кадров из жизни больной СПИДом наркоманки и скелеты растерзанных животных. Фотографией года была признана работа американки Джоди Бибер для журнала Time, запечатлевшая изуродованную собственным мужем за побег из дома 18-летнюю афганскую девушку Биби Айшу.

Хоть большинство из нас жестокостью сегодня не удивишь, после столь большой концентрации искалеченных тел и разрушенных судеб на квадратный метр фотогалерии все же закрадывается мысль о том, какое мир поганое и мрачное место, в котором не происходит ничего хорошего. На самом деле происходит, и еще как. Например, шумные ярмарки в Ирландии или женские бои боливийских женщин в национальных костюмах, фотографии которых висят по соседству. Тем не менее, в каждой категории доминируют весьма жестокие снимки, как напоминание о том, что это все-таки выставка лучших фотографий прессы, а самыми интересными новостями всегда были новости шокирующие. Смерть и насилие в реальном мире оказываются куда зрелищнее кадров из голливудских фильмов, и репортеры об этом знают.

Также из-за репортерской направленности большинство фотографий не отличаются особым профессионализмом, что заметно даже дилетанту, ведь мастерство фоторепортеров - не в красиво поставленном кадре, а в том, чтобы суметь заснять самые «сочные» моменты, так что не стоит ждать от World Press Photo шедевров фотоискусства. Правда, есть и исключения: фотография южноафриканского баклана, занявшее первое место в категории «Природа», портрет Джулиана Ассанжа и крайне эмоциональный снимок северокорейского лидера с сыном.

Попадались на выставке и очень необычные фото. В номинацию «Противоречивые работы» попал немец Михаэль Вольф, получивший премию за серию снимков, сделанную при помощи сервиса Google Street View. Оказывается, улицы виртуальных городов живут своей жизнью: где-то велосипедиста сбила машина, а где-то произошла драка. Сложно не восхищаться гениальностью идеи фотографа. Впрочем, как и идеей наложить снимок 50-летней давности на вид этого же места в наши дни, принадлежащей израильскому фотографу Амиту Шаалю.

Но вернемся к теме чрезмерной жестокости, которую многие посетители ставили World Press Photo 2011 в укор. Не становится ли конкурс с годами витриной человеческих страданий, на которую мы идем поглазеть тысячами, дабы удовлетворить любопытство и потребность в зрелище? И не обнажает ли он атрофированную мораль фотожурналистов, ради сенсации готовых в прямом смысле идти по трупам? Оставляем ответ за вами.

Автору этих строк лишь хочется привести в пример одну фотоисторию с того же WPP. Молодая датчанка Сессиль Хансен после увиденной в журнале фотографии решила взять на лечение и воспитание ребенка-гидроцефала, брошенного родителями. К несчастью, врачи в итоге не смогли спасти жизнь девочки, но перед смертью она все же познала любовь благодаря Сессиль. Пока есть такие люди, выставка оправдывает свое негласное кредо: «Об этом нельзя молчать».

Ольга Анциферова


Все фотографии по номинациям

Категория: Искусство созерцать