Кино той или иной страны, как зеркало, отражает быт, культуру, историю своего народа. И, как кривое зеркало, отражает быт, культуру и историю других народов. Кино пропагандирует идеологию своей страны, а также чужую идеологию, соответственно. Еще Ленин говорил: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Подразумевая, что кинематограф используется, как мощный инструмент пропаганды и способ насаждения и укрепления идей, стиля жизни и т. д.
Во времена становления кинематографа, как массового искусства, все страны, где оно было, подтверждали этот довод и использовали кино именно в таких целях, но преимущественно в своих территориальных границах.
В современном мире кино идет гораздо дальше. Мало прямой пропаганды, она больше завуалирована и, к тому же, очень часто художественна. И она практически не имеет территориальных границ, исключая только страны с "исключительным" путем развития. Такие, например, как Северная Корея, где зарубежные фильмы запрещены к просмотру на государственном уровне. Есть и еще страны, старающиеся обезопасить себя от влияния извне. Китай жестко ограничивает доступ иностранного кино. Другие ограничивают доступ конкретных кинопродуктов. К примеру, фильм Стенли Кубрика "Заводной апельсин" (A Clockwork Orange (1971)) официально запрещен к показу в Ирландии (1971-2000), Великобритании (1973-1999), Сингапуре, Малайзии, Южной Корее и Испании. Существуют запреты по религиозным соображениям, по принципам политкорректности и т. п. Можно вспомнить скандал в Каннах, где на пресс-конференции из-за неудачной шутки, которую сочли не политкорректной, датский режиссер Ларс фор Триер был объявлен персоной нон грата, а его фильм "Меланхолия" золотой пальмовой ветви не получил.
В основном, кино делится на кассовое "попкорновое" и "другое" авторское. Кассовое кино пропагандирует идеологию и формирует большинство. "Другое" эту идеологию "подтачивает", ставит многое под сомнение и формирует меньшинство, которое со временем может перейти в большинство иной идеологии. Таким образом, оба эти направления являются инструментами воздействия на умы миллионов людей, на культуры целых народов.
К примеру, многие видят прямую связь между фильмом Люка Бессона "Пятый элемент", снятом в 1997 году, где впервые был показан темнокожий президент США, и избранием главой Белого дома Барака Хусейна Обаму в 2009 г.
Существуют многочисленные международные кинофестивали всех направлений кино. Но про "другое" кино уже сказано, что оно лишь готовит почву для дальнейшего создания "кассового" кино. Может, и не завтра, а через десятилетия. Международные кинофестивали в этом контексте можно рассматривать как арену борьбы идеологий, где есть победители, сочувствующие им, побежденные и т. д. Страны-участницы вносят на эту арену свой национальный колорит, свои амбиции, свое видение мира. А побежденные проецируют все это чужое мировоззрение в свои фильмы, порой, сами того не подозревая. Так современное российское кассовое кино в большинстве своем "отдает" Голливудом. Как не вспомнить "Ночной дозор" – по сути, абсолютно голливудский блокбастер, или "Сибирский цирюльник" – голливудская мелодрама, раскрашенная российским национальным колоритом. В российском сериале "Морские дьяволы" появляется персонаж Багиры, производной от "Солдата Джейн", еще лет десять назад чуждый образ для российского сознания. Россия в этом плане не исключение, а скорее, лишь подтверждение общей тенденции.
Таким образом, кино влияет на мировоззрение и наоборот. И процессы эти глобальные, общемировые.
Ирина Травина
Во времена становления кинематографа, как массового искусства, все страны, где оно было, подтверждали этот довод и использовали кино именно в таких целях, но преимущественно в своих территориальных границах.
В современном мире кино идет гораздо дальше. Мало прямой пропаганды, она больше завуалирована и, к тому же, очень часто художественна. И она практически не имеет территориальных границ, исключая только страны с "исключительным" путем развития. Такие, например, как Северная Корея, где зарубежные фильмы запрещены к просмотру на государственном уровне. Есть и еще страны, старающиеся обезопасить себя от влияния извне. Китай жестко ограничивает доступ иностранного кино. Другие ограничивают доступ конкретных кинопродуктов. К примеру, фильм Стенли Кубрика "Заводной апельсин" (A Clockwork Orange (1971)) официально запрещен к показу в Ирландии (1971-2000), Великобритании (1973-1999), Сингапуре, Малайзии, Южной Корее и Испании. Существуют запреты по религиозным соображениям, по принципам политкорректности и т. п. Можно вспомнить скандал в Каннах, где на пресс-конференции из-за неудачной шутки, которую сочли не политкорректной, датский режиссер Ларс фор Триер был объявлен персоной нон грата, а его фильм "Меланхолия" золотой пальмовой ветви не получил.
В основном, кино делится на кассовое "попкорновое" и "другое" авторское. Кассовое кино пропагандирует идеологию и формирует большинство. "Другое" эту идеологию "подтачивает", ставит многое под сомнение и формирует меньшинство, которое со временем может перейти в большинство иной идеологии. Таким образом, оба эти направления являются инструментами воздействия на умы миллионов людей, на культуры целых народов.
К примеру, многие видят прямую связь между фильмом Люка Бессона "Пятый элемент", снятом в 1997 году, где впервые был показан темнокожий президент США, и избранием главой Белого дома Барака Хусейна Обаму в 2009 г.
Существуют многочисленные международные кинофестивали всех направлений кино. Но про "другое" кино уже сказано, что оно лишь готовит почву для дальнейшего создания "кассового" кино. Может, и не завтра, а через десятилетия. Международные кинофестивали в этом контексте можно рассматривать как арену борьбы идеологий, где есть победители, сочувствующие им, побежденные и т. д. Страны-участницы вносят на эту арену свой национальный колорит, свои амбиции, свое видение мира. А побежденные проецируют все это чужое мировоззрение в свои фильмы, порой, сами того не подозревая. Так современное российское кассовое кино в большинстве своем "отдает" Голливудом. Как не вспомнить "Ночной дозор" – по сути, абсолютно голливудский блокбастер, или "Сибирский цирюльник" – голливудская мелодрама, раскрашенная российским национальным колоритом. В российском сериале "Морские дьяволы" появляется персонаж Багиры, производной от "Солдата Джейн", еще лет десять назад чуждый образ для российского сознания. Россия в этом плане не исключение, а скорее, лишь подтверждение общей тенденции.
Таким образом, кино влияет на мировоззрение и наоборот. И процессы эти глобальные, общемировые.
Ирина Травина