В 2006 году на Венецианском кинофестивале впервые состоялся показ нашумевшей и обросшей к тому моменту всяческими слухами картины британского режиссера Стивена Фрирза “Королева”.
События картины описывают жизнь британской королевской семьи за несколько дней до и после гибели “народной принцессы” Великобритании Дианы Спенсер. Нам дают возможность проследить буквально за каждым шагом первого лица Великобритании, королевы Елизаветы Второй, которую сыграла Хеллен Миррен, британская актриса с русскими корнями. Журналисты приготовились к грандиозному скандалу: как отреагирует королевская семья на фильм, который не только повествует о их жизни, но еще и посвящен настолько “скользкой” теме, ведь смерть принцессы Дианы до сих пор до конца не раскрыта.
Скандальная слава, однако, не помешала жюри фестиваля наградить фильм сразу тремя наградами, в том числе призом международной ассоциации кинокритиков. Позже “Королева” принесла своим создателям еще 12 всевозможных наград, среди которых “Золотой Глобус” и сам “Оскар”. Но любовью критиков фильм не ограничился: спустя год после первого показа в Венеции, “Королева” добралась до широкого проката и … окупила свой бюджет почти в 10 раз!
У неосведомленного зрителя сразу возникнет вопрос: чем же так хороша “Королева”? Данная картина - это не просто еще одна автобиография семьи Виндзоров, это попытка показать, что же творилось в душе королевы в один из самый непростых периодов ее жизни. После смерти Дианы на хрупкие плечи Елизаветы легла огромная ответственность: она должна была решить, как реагировать на смерть женщины, которую сама никогда не любила. Она помнит, что должна говорить не только от себя, но и от каждого члена королевской семьи, род которой насчитывает почти тысячу лет. Вокруг королевской семьи ходят слухи, авторитет ее падает, народ хочет видеть, что государственный штандарт опущен, что память любимой принцессы чтут, публика требует ответа на вопрос, что случилось с Дианой, людям кажется, что Елизавета что-то скрывает. Никого уже не волнует, как много она сделала для этой страны, чем пожертвовала – теперь за ее сдержанное хладнокровие королеву ненавидит уже каждый 4-й подданный. Такое кажется невероятным.
Теперь над Елизаветой смеют подтрунивать даже газеты: королеву спрашивают, может ли она произнести слова “от всего сердца” и тут же сами саркастически отвечают: “Сердца? Какого сердца? Не смешите”. Газетчики обещают найти добровольца, который сумеет соскрести с королевы “иней”. Как же получилось, что всего за несколько дней из представителя нации, любимицы публики и примера для подражания королева превращается в объект для жестоких насмешек?
“Чтобы меня так ненавидели…?” – тихо вопрошает она.
Позже Тони Блэр скажет, что народ ненавидел ее всего полчаса, но какой ценой далось королеве это время…
В фильме присутствует масса интересных деталей. Так, например, забираясь в постель, муж королевы, герцог Эдинбургский, называет жену “своей капусткой”. Cвое мастерство в проработке деталей сценарист Питер Морган демонстрирует и в сцене, где главная героиня в одиночку идет на охоту. Наконец-то у Елизаветы появляется шанс побыть абсолютно одной – ее большой внедорожник ломается при переезде через реку, и она ожидает, когда за ней приедет подмога. У нее есть лишь миг для того, чтобы в абсолютном одиночестве поразмыслить над всем, с чем ей пришлось столкнуться. Но тут Елизавета слышит шорох и оборачивается – перед ней стоит молодой олень, гордое и царственное животное, которому нет дела ни до скандалов в царской семье, ни до народного недовольства, ни до монархии вообще. И, глядя на него, глава государства, первая перед Господом, плачет. Мы видим настолько ранимую и уязвимую женщину, что сразу забываем о том, что в ее руках целое государство.
Таким образом, можно со смелостью говорить, что “Королева” - это многогранное философское наблюдение за тем, как ломается человеческая гордость, как падают авторитеты, о том, как ничтожны в глазах людей любые твои заслуги, стоит тебе совершить единственную ошибку. Перед нами предстает потрясающая квинтэссенция биографической и философской драмы, отвечающая на один из самых сложных вопросов человеческой жизни: как, потеряв самое главное в жизни, найти в себе силы все вернуть.
Виктория Васина
События картины описывают жизнь британской королевской семьи за несколько дней до и после гибели “народной принцессы” Великобритании Дианы Спенсер. Нам дают возможность проследить буквально за каждым шагом первого лица Великобритании, королевы Елизаветы Второй, которую сыграла Хеллен Миррен, британская актриса с русскими корнями. Журналисты приготовились к грандиозному скандалу: как отреагирует королевская семья на фильм, который не только повествует о их жизни, но еще и посвящен настолько “скользкой” теме, ведь смерть принцессы Дианы до сих пор до конца не раскрыта.
Скандальная слава, однако, не помешала жюри фестиваля наградить фильм сразу тремя наградами, в том числе призом международной ассоциации кинокритиков. Позже “Королева” принесла своим создателям еще 12 всевозможных наград, среди которых “Золотой Глобус” и сам “Оскар”. Но любовью критиков фильм не ограничился: спустя год после первого показа в Венеции, “Королева” добралась до широкого проката и … окупила свой бюджет почти в 10 раз!
У неосведомленного зрителя сразу возникнет вопрос: чем же так хороша “Королева”? Данная картина - это не просто еще одна автобиография семьи Виндзоров, это попытка показать, что же творилось в душе королевы в один из самый непростых периодов ее жизни. После смерти Дианы на хрупкие плечи Елизаветы легла огромная ответственность: она должна была решить, как реагировать на смерть женщины, которую сама никогда не любила. Она помнит, что должна говорить не только от себя, но и от каждого члена королевской семьи, род которой насчитывает почти тысячу лет. Вокруг королевской семьи ходят слухи, авторитет ее падает, народ хочет видеть, что государственный штандарт опущен, что память любимой принцессы чтут, публика требует ответа на вопрос, что случилось с Дианой, людям кажется, что Елизавета что-то скрывает. Никого уже не волнует, как много она сделала для этой страны, чем пожертвовала – теперь за ее сдержанное хладнокровие королеву ненавидит уже каждый 4-й подданный. Такое кажется невероятным.
Теперь над Елизаветой смеют подтрунивать даже газеты: королеву спрашивают, может ли она произнести слова “от всего сердца” и тут же сами саркастически отвечают: “Сердца? Какого сердца? Не смешите”. Газетчики обещают найти добровольца, который сумеет соскрести с королевы “иней”. Как же получилось, что всего за несколько дней из представителя нации, любимицы публики и примера для подражания королева превращается в объект для жестоких насмешек?
“Чтобы меня так ненавидели…?” – тихо вопрошает она.
Позже Тони Блэр скажет, что народ ненавидел ее всего полчаса, но какой ценой далось королеве это время…
В фильме присутствует масса интересных деталей. Так, например, забираясь в постель, муж королевы, герцог Эдинбургский, называет жену “своей капусткой”. Cвое мастерство в проработке деталей сценарист Питер Морган демонстрирует и в сцене, где главная героиня в одиночку идет на охоту. Наконец-то у Елизаветы появляется шанс побыть абсолютно одной – ее большой внедорожник ломается при переезде через реку, и она ожидает, когда за ней приедет подмога. У нее есть лишь миг для того, чтобы в абсолютном одиночестве поразмыслить над всем, с чем ей пришлось столкнуться. Но тут Елизавета слышит шорох и оборачивается – перед ней стоит молодой олень, гордое и царственное животное, которому нет дела ни до скандалов в царской семье, ни до народного недовольства, ни до монархии вообще. И, глядя на него, глава государства, первая перед Господом, плачет. Мы видим настолько ранимую и уязвимую женщину, что сразу забываем о том, что в ее руках целое государство.
Таким образом, можно со смелостью говорить, что “Королева” - это многогранное философское наблюдение за тем, как ломается человеческая гордость, как падают авторитеты, о том, как ничтожны в глазах людей любые твои заслуги, стоит тебе совершить единственную ошибку. Перед нами предстает потрясающая квинтэссенция биографической и философской драмы, отвечающая на один из самых сложных вопросов человеческой жизни: как, потеряв самое главное в жизни, найти в себе силы все вернуть.
Виктория Васина