1 апреля в прокат вышел фильм Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом», удостоенный трёх «медведей» на Берлинском кинофестивале 2010 года.
Уже одно название вызывает у зрителя массу вопросов. В нём использован стилистический прием «анаколуф» ― нарочитое нарушение грамматической согласованности членов предложения. К тому же, стоит его прочесть, и наше воображение уже рисует море, песчаный пляж и любовные приключения, как это обычно бывает в типичных романтических комедиях.
Вместо этого — суровый климат Заполярья и операции по снятию и пересылке на материк метеорологических данных, которые проводит молодой человек по имени Павел (Григорий Добрынин), направленный туда на летнюю практику. Руководит экспедицией Сергей (Сергей Пускепалис) — образец «настоящего русского мужика», уже много лет работающего в тяжёлых условиях. Но его мучает разлука с женой и сыном, он постоянно с нежностью вспоминает и рассказывает о них; в фильме даже есть несколько сцен с забавными репликами героя, которые непременно заставят зрителя улыбнуться.
«Турист, приехавший на каникулы, чтобы потом написать сочинение «Как я провёл этим летом». Здесь умирали!» — этой фразой, произнесённой Сергеем в адрес Паши, на мой взгляд, определяется всё дальнейшее развитие сюжета. Это фильм об ответственности работы, которую люди ведут вот уже несколько десятков лет, об опасности, поджидающей в тех краях, и о том, как человек ведёт себя в экстренных ситуациях. Ведь канал общения с центральной базой «Фея» — единственное, что позволяет на острове Аарчым поддерживать связь с миром.
Во время одной из радиосвязей, когда Сергей отправляется ловить гольца, Павел получает информацию о том, что семья его наставника погибла. Парень долго не решается сказать об этом Сергею и ждёт, что всё разрешится само собой, когда за ними приедет теплоход. Павел отправляется на поиски товарища, чтобы уехать в назначенный срок, но обстоятельства играют герою не на руку: сначала вертолёт не замечает сигнальный огонь, потом парнем хочет полакомиться голодный белый медведь, убегая от которого тот поскальзывается и скатывается вниз со скалы.
Очнувшись в лодке напарника и вернувшись на ней обратно, Паше всё же приходится сообщить о несчастном случае, отчего Сергей приходит в ярость и начинает стрелять в своего подопечного. Павел, испугавшись, убегает.
Показано, как в человеке берут верх животные инстинкты, как он изо всех сил борется за свое существование: скрывается среди скал в ветхом, полуразрушенном домике на краю острова, с обезумевшими от страха и голода глазами крадёт продовольствие оттуда, где еще недавно душа в душу жил со своим товарищем.
«Мне надо остаться здесь! Одному. Понимаешь?» — говорит Сергей, чуть ли не душа в крепких мужских объятиях Пашу, когда за ними, наконец, приплывают.
Отдельного внимания заслуживает операторская работа Сергея Костомарова. Чукотская природа играет довольно ощутимую роль в восприятии фильма; съёмки пейзажа, заставляющие раскрывать рот от удивительной красоты, оказались просто на высоте.
В целом, фильм, не слишком щедрый на динамичные действия и диалоги, показался мне несколько затянутым. Поэтому он вряд ли понравится любителям всевозможных экшенов и блокбастеров. Хотя, нужно отметить, что он стоит на несколько ступеней выше остальных фильмов, в последнее время выпускаемых российскими режиссёрами.
Для многих, как мне кажется, он может стать своеобразным квадратом Малевича в киноиндустрии, где все в немом восхищении рассуждают о скрытом смысле, пытаясь найти его там, где его нет вовсе. Но, как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные.
Ксения Мальцева
Уже одно название вызывает у зрителя массу вопросов. В нём использован стилистический прием «анаколуф» ― нарочитое нарушение грамматической согласованности членов предложения. К тому же, стоит его прочесть, и наше воображение уже рисует море, песчаный пляж и любовные приключения, как это обычно бывает в типичных романтических комедиях.
Вместо этого — суровый климат Заполярья и операции по снятию и пересылке на материк метеорологических данных, которые проводит молодой человек по имени Павел (Григорий Добрынин), направленный туда на летнюю практику. Руководит экспедицией Сергей (Сергей Пускепалис) — образец «настоящего русского мужика», уже много лет работающего в тяжёлых условиях. Но его мучает разлука с женой и сыном, он постоянно с нежностью вспоминает и рассказывает о них; в фильме даже есть несколько сцен с забавными репликами героя, которые непременно заставят зрителя улыбнуться.
«Турист, приехавший на каникулы, чтобы потом написать сочинение «Как я провёл этим летом». Здесь умирали!» — этой фразой, произнесённой Сергеем в адрес Паши, на мой взгляд, определяется всё дальнейшее развитие сюжета. Это фильм об ответственности работы, которую люди ведут вот уже несколько десятков лет, об опасности, поджидающей в тех краях, и о том, как человек ведёт себя в экстренных ситуациях. Ведь канал общения с центральной базой «Фея» — единственное, что позволяет на острове Аарчым поддерживать связь с миром.
Во время одной из радиосвязей, когда Сергей отправляется ловить гольца, Павел получает информацию о том, что семья его наставника погибла. Парень долго не решается сказать об этом Сергею и ждёт, что всё разрешится само собой, когда за ними приедет теплоход. Павел отправляется на поиски товарища, чтобы уехать в назначенный срок, но обстоятельства играют герою не на руку: сначала вертолёт не замечает сигнальный огонь, потом парнем хочет полакомиться голодный белый медведь, убегая от которого тот поскальзывается и скатывается вниз со скалы.
Очнувшись в лодке напарника и вернувшись на ней обратно, Паше всё же приходится сообщить о несчастном случае, отчего Сергей приходит в ярость и начинает стрелять в своего подопечного. Павел, испугавшись, убегает.
Показано, как в человеке берут верх животные инстинкты, как он изо всех сил борется за свое существование: скрывается среди скал в ветхом, полуразрушенном домике на краю острова, с обезумевшими от страха и голода глазами крадёт продовольствие оттуда, где еще недавно душа в душу жил со своим товарищем.
«Мне надо остаться здесь! Одному. Понимаешь?» — говорит Сергей, чуть ли не душа в крепких мужских объятиях Пашу, когда за ними, наконец, приплывают.
Отдельного внимания заслуживает операторская работа Сергея Костомарова. Чукотская природа играет довольно ощутимую роль в восприятии фильма; съёмки пейзажа, заставляющие раскрывать рот от удивительной красоты, оказались просто на высоте.
В целом, фильм, не слишком щедрый на динамичные действия и диалоги, показался мне несколько затянутым. Поэтому он вряд ли понравится любителям всевозможных экшенов и блокбастеров. Хотя, нужно отметить, что он стоит на несколько ступеней выше остальных фильмов, в последнее время выпускаемых российскими режиссёрами.
Для многих, как мне кажется, он может стать своеобразным квадратом Малевича в киноиндустрии, где все в немом восхищении рассуждают о скрытом смысле, пытаясь найти его там, где его нет вовсе. Но, как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные.
Ксения Мальцева