интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Бертель Торвальдсен. "Умирающий лев"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Бертель Торвальдсен. "Умирающий лев"

Автор: Ольга Пурчинская от 17-09-2020, 08:28, посмотрело: 1087

#МоиЛюбимыеАртефакты. Бертель Торвальдсен. "Умирающий лев"«Умирающий лев» - скульптурная композиция, работа норвежского мастера эпохи позднего классицизма Бертеля Торвальдсена (1770-1844). Изваяние посвящено доблести швейцарских гвардейцев, павших при попытках отразить атаку на дворец Тюильри. Нападение произошло в рамках восстания 10 августа 1792 года. Монумент был создан в швейцарском городе Люцерн.

Это восстание - один из определяющих эпизодов Великой Французской буржуазной революции. Бунтовщики тогда захватили дворец Тюильри - парижскую резиденцию короля Людовика XVI. Монарх тогда уже не имел власти над войсками регулярной армии, так что солдаты один из другим стремительно переходили в стан мятежников. Со своим королем до последнего оставался лишь один полк - швейцарская гвардия, но его численность не превышала 1 тысячи человек, что значительно осложняло положение правителя.

Отважные швейцарцы долго держали оборону, оказывая достойное сопротивление значительно более многочисленному и сильному противнику. Согласно приказу короля, использовать против людей огнестрельное оружие им было запрещено. Результатом продолжительных неравных боев дворец все-таки был захвачен, а монарх арестован. В ходе ожесточенных боев пали около 600 гвардейцев, еще 60 человек были казнены и 200 взяты в плен. Подавляющее большинство узников позднее закончили свою жизнь на гильотине, в том числе командир полка, майор Карл Йозеф фон Бахман. В кровавой резне смогли выжить лишь 350 солдат.

Лейтенант швейцарского гвардейского полка Карл Пфюфер фон Альтисхофен в судьбоносные дни восстания находился в отпуске, в своем родном городе Люцерн. Увековечивание памяти павших сослуживцев он счел своим долгом. Завершив воинскую службу в 1801 году, он вернулся домой и дослужился до члена Городского совета и главы местного общества искусств. Поскольку Швейцария тогда была тесно связана с наполеоновской Францией (союзный договор), об установке памятника швейцарцам, героически защищавшим короля Людовика XVI, не могло быть и речи.

Небольшое государство вновь обрело независимость лишь в 1814 году. Тогда же династия Бурбонов вернула себе французский трон. Именно в это время Пфюфер счел возможным приступить к осуществлению своих планов. Его идея состояла в создании монументального изваяния мертвого льва, сраженного копьем и лежащего на земле. Многие швейцарские скульпторы предлагали свои проекты, но эти предложения не могли удовлетворить вкус заказчика.

В 1818 году Пфюфер обратился к уже очень знаменитому и талантливому мастеру Торвальдсену. Норвежский скульптор тогда творил в Риме. Художник предложил свой вариант знаменитого монумента: он решил изваять не мертвого, а умирающего царя зверей. Вскоре художник создал эскизы, а за их воплощение в камне взялся скульптор из Швейцарии, Лукас Ахорн. 7 августа 1821 года работа была завершена. 10 августа, аккурат в 29-ю годовщину штурма дворца Тюильри, случилось торжественное открытие памятника. На церемонии присутствовали выжившие в те кровавые дни ветераны.

Автор проекта – Бертель Торвальдсен - встретился со своим «детищем» 20 лет спустя. Он остался доволен работой своего швейцарского коллеги. «Умирающий лев» - первая европейская скульптура, содержащая изображение только одного животного. Сегодня существуют копии этого монумента, которые находятся в музеях Греции и США.

Скульптурная композиция представляет собой горельеф (объемное изваяние, выпуклый рельеф, где изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объема изображаемых частей; некоторые части могут быть полностью отделены от плоскости; такая техника позволяет изображать пейзажи и многофигурные сцены), который высечен в скале за овальным прудом.

10-метровая композиция располагается в нише длиной 13 м, высотой 6 м. Умирающий царь зверей лежит, опираясь на правую лапу. Раненая конечность расположена на щите с изображением лилии (символ французских королей). У изголовья животного находится еще один щит, дополненный гербом Швейцарии. Фигура величественного животного выражает страдание, левое плечо пронзает копье.

Скульптуру венчает высеченная в скале надпись: «HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI» («Верности и отваге швейцарцев»). Далее следуют цифры - 760 и 350 (количество павших и выживших героев). Ниже находятся имена гвардейцев, павших при исполнении своего долга.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста